Прочитайте стихотворение и найдите в нем название условного наклонения. Спишите вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите глаголы в условном
наклонении обозначьте суффикс прошедшего времени. Найдите глаголы в изъявительном наклонении обозначьте их окончания устно укажите время.
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
Никогда (не)чертыхнёт(?)ся,
(Не)скандалит,(не)кричит,
В кресло мя…кое заб…ёт(?)ся
И мечтательно журчит:
"Я(б) турецкий изучил...
Я(бы) радио включил...
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я с…грал(бы) на рояле...
Я с…грал(бы),
Коль умел(бы),
Если мог(бы),
Полетел(бы),
Я(бы) съел вагон п…рожных,
Если только их имел(бы)!"

До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
Никогда не чертыхнётся,
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
"Я б турецкий изучил...
Я бы радио включил...
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле...
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы !"

Название условного наклонения: Наклоненье сослагательное!
Глаголы условного наклонения: изучИЛ б,
включИЛ бы, сыгрАЛ бы, умЕЛ бы, мог бы, полетЕЛ бы, съЕЛ бы,
имЕЛ бы. - суффикс прошедшего времени - л.

Глаголы изъявительного наклонения:
Не чертыхнЁТся(неопред. Форма, буд. Время), не скандалИТ(наст. Время),
не кричИТ(наст. Время), забьЁТся(неопред. Форма, буд. Время),
журчИТ(наст. Время).

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
1. Укажите простую форму сравнительной степени имен прилагательных.
a) тончайший, строжайший, самый добрый
b) всего дороже, всех добрее, наименее высокий
c) сильнее, суше, громче
d) самый старательный, умнее всех, кратчайший
e) низкий, высокий, огромный

2. Укажите ряд с глаголами 2 спряжения
a) брить, стелить, зиждиться
b) велеть, иметь, ринуться
c) хлынуть, мокнуть, уберечь
d) вертеть, обидеть, смотреть
e) бороться, колоть, молоть

3. Укажите безличные глаголы
a) пишу, читаю, считаю
b) вечереет, знобит, мечтается
c) подводит, пахнет, смотрит
d) убедить, чудить, приютить
e) бегут, идут, кочуют

4. Укажите деепричастия совершенного вида.
a) требуя, жуя, ликуя
b) спеша, держа, ржавея
c) заметя, прочтя, нахмурясь
d) воюя, потчуя, балуя
e) глядя, крича, волоча

5. Укажите простые союзы.
a) так как, для того, чтобы, потому что
b) если, тоже, любо
c) то есть, так что, как будто
d) если бы, при этом, с тем чтобы
e) затем чтобы, в то время как


Укажите имена существительные, не имеющие формы единственного числа:/переговоры, чернила, финансы

6. Укажите имена существительные 2 склонения:
a) бровь, тень, гордость
b) стол, конь, бытие
c) юноша, егоза, задира
d) страна, земля, армия
e) ложь, рожь, помощь

7. Укажите превосходную степень имён прилагательных:
a) низкий, высокий, огромный
b) красивейший, умнейший, благороднейший
c) милее, громче, дороже
d) старше, раньше, глубже
e) ближе, шире, дальше


8. Укажите собирательные числительные:
a) две трети, девять десятых, тир шестых
b) двое, трое, шестеро
c) сколько, немного, мало
d) пять, четыреста сорок три, триста
e) двадцать, сто, шесть

9. Укажите, какое местоимение имеет только форму именительного падежа:
a) некого
b) некто
c) столько
d) какой
e) ты

10. Укажите ряд с глаголами 1 спряжения:
a) носить, пылить, рубить
b) синить, пылить, гнать
c) прыгнуть, вытереть, открыть
d) слышать, спросить, ответить
e) обидеть, вертеть, терпеть

11. Укажите в каком случае выделенный глагол имеет форму изъявительного наклонения:
a) Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья.
b) Вчера ко мне зашел мой давний друг.
c) Мой конь и доныне носил бы меня.
d) Я бы сейчас с удовольствием сходил за грибами.
e) Таня, купи конфет!

12. Укажите деепричастия несовершенного вида:
a) выскочив, замахнувшись, закрасив
b) глядя, крича, волоча
c) испекши, растерши, отвернувшись
d) прищурясь, нахмурясь, встретя
e) засмеявшись, усмехнувшись, возвратившись


13. Укажите непроизводные предлоги:
a) через, пред, про
b) благодаря, около, мимо
c) в течение, вследствие
d) вокруг, путём, в предложение
e) несмотря на, невзирая на

14. Укажите отрицательные частицы:
a) бы, же, таки
b) не, ни, нет
c) -ся, кое-, -то
d) -либо, -нибудь, -сь
e) пусть, пускай, ли

15. Определите грамматический разряд выделенного местоимения:
Я вас любил…
a) возвратное
b) личное
c) притяжательное
d) относительное
e) неопределённые

1. Укажите простую форму сравнительной степени имен прилагательных.a) тончайший, строжайший, самый добрый
b) всего дороже, всех добрее, наименее высокий
c) сильнее, суше, громче
d) самый старательный, умнее всех, кратчайший
e) низкий, высокий, огромный

2. Укажите ряд с глаголами 2 спряжения
a) брить, стелить, зиждиться 
b) велеть, иметь, ринуться
c) хлынуть, мокнуть, уберечь
d) вертеть, обидеть, смотреть
e) бороться, колоть, молоть

3. Укажите безличные глаголы
a) пишу, читаю, считаю
b) вечереет, знобит, мечтается
c) подводит, пахнет, смотрит
d) убедить, чудить, приютить
e) бегут, идут, кочуют

4. Укажите деепричастия совершенного вида.
a) требуя, жуя, ликуя
b) спеша, держа, ржавея
c) заметя, прочтя, нахмурясь
d) воюя, потчуя, балуя
e) глядя, крича, волоча

5. Укажите простые союзы.
a) так как, для того, чтобы, потому что
b) если, тоже, любо
c) то есть, так что, как будто
d) если бы, при этом, с тем чтобы
e) затем чтобы, в то время как


Укажите имена существительные, не имеющие формы единственного числа:/переговоры, чернила, финансы

6. Укажите имена существительные 2 склонения:
a) бровь, тень, гордость
b) стол, конь, бытие
c) юноша, егоза, задира
d) страна, земля, армия
e) ложь, рожь, помощь

7. Укажите превосходную степень имён прилагательных:
a) низкий, высокий, огромный
b) красивейший, умнейший, благороднейший
c) милее, громче, дороже
d) старше, раньше, глубже
e) ближе, шире, дальше


8. Укажите собирательные числительные:
a) две трети, девять десятых, тир шестых
b) двое, трое, шестеро
c) сколько, немного, мало
d) пять, четыреста сорок три, триста
e) двадцать, сто, шесть

9. Укажите, какое местоимение имеет только форму именительного падежа:
a) некого
b) некто
c) столько
d) какой
e) ты

10. Укажите ряд с глаголами 1 спряжения:
a) носить, пылить, рубить
b) синить, пылить, гнать
c) прыгнуть, вытереть, открыть
d) слышать, спросить, ответить
e) обидеть, вертеть, терпеть

11. Укажите в каком случае выделенный глагол имеет форму изъявительного наклонения:
a) Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья. 
b) Вчера ко мне зашел мой давний друг.
c) Мой конь и доныне носил бы меня.
d) Я бы сейчас с удовольствием сходил за грибами.
e) Таня, купи конфет!

12. Укажите деепричастия несовершенного вида:
a) выскочив, замахнувшись, закрасив
b) глядя, крича, волоча
c) испекши, растерши, отвернувшись
d) прищурясь, нахмурясь, встретя
e) засмеявшись, усмехнувшись, возвратившись


13. Укажите непроизводные предлоги:
a) через, пред, про
b) благодаря, около, мимо
c) в течение, вследствие
d) вокруг, путём, в предложение
e) несмотря на, невзирая на

14. Укажите отрицательные частицы:
a) бы, же, таки
b) не, ни, нет
c) -ся, кое-, -то
d) -либо, -нибудь, -сь
e) пусть, пускай, ли

15. Определите грамматический разряд выделенного местоимения:
Я вас любил…
a) возвратное
b) личное
c) притяжательное
d) относительное
e) неопределённые

Вставьте пропущенные буквы.


Ученые на протяжении многих лет и…ледуют птиц,

перья которых ослепительно св…ркают на солнце, а длинный
хвост развевается на ветру. Ухудшающаяся погода не позволи-
ла провести сев в лу…шие сроки. В окрестностях отвес…ных
скал, над самой без…ной, парил орел. Бле—нул луч солнца, и
явственно было слышно, как шеле — нул на дереве лист, как

хле нула хвостом и пле — нула в воде длинная щука. Стол

был уставлен я…твами.

Для приготовления —еного кофе нужно ра ечь плиту.

Бру атая дорога шла вдоль до—атого забора по пе аному

пляжу. Т. Етно жу…ит Жу—елица, заползая под мо евеловую

ветку.

Вдоль а…еи тянулась га ерея с мраморной ле ницей и

пери ами из мета а а юминия. Кава.’Д. Ерия всегда была

мобильней арти…ерии. Криста—ьно чистую воду получают,
пропуская ее через криста…ическую решетку ми..,. Иардов и
ми ионов молекул.

Всадник век…чил на коня и поск…кал по дороге. Лошадь
сделала длинный ск.,. Чок. Мы соб…раём урожай и соб…рем мно-
го фруктов. Заг…рать на солнце долго нельзя. При красивом
заг…ре кожа не обг…рает. Заг…ралась з…ря, дог…рали звезды.

Бе…ащитные бе емельные крестьяне написали во вание и

во тали против бе акония, бе человечных условий и

бе…четного нарушения прав. Бе…порно, с бе—онницей бороть-
ся бе мысленно.

N. Подытоживая конференцию, небезынтересно отметить, что
сверх…нтенсивные и…ледования позволили получить сверх…нте-
ресныб результаты, которые пр…взошли все ожидания.

Престарелый президент компании по производству радио­приемников, будучи в преклонном возрасте, под…скал себе нового пр…емника, оставив за собой все пр…в.. Легии. Кругом

под мались горы. Без…скусные картины — произведения

пр…митивного иску тва. Группа туристов, пр…бывшая в город,

пр…бывала в гостинице два дня.

Лекц…и читают в лектори... В здани.. Висела картина, на­рисованная художником по фамили.. Птиц…н. На ней нарисова­на ц…ганка на станц Ц…рк любят дети и старшеклассни­це. Ц…ркуль чертит хорошо. К электростанц подвели дорогу.

^ С тяж…лой ношей сверч…к похож на суч…к. Старич…к ч-’ШеЛ по ш…ссе с багаж…м за плеч…м в холщ…вом меш…чке. Послышался ш…рох и ш…пот. Далеко теч…т реч…нка. Жесткой щ…ткой ч…шут коню ч…лку и надевают ш…ры. Ч…рной саранч…й покрылось поле. Снеж…к покрыл луж…к и овраж…к.





6


К помещич…ей усадьбе под…ехали д…ячок и под…ячий. Ты увидиш.., как силач., могуч... Нужно зажеч.. Печ.. И испеч.. Кулич... Ты можеш.. Решить сто задач..? Из туч., вырвался луч., и осветил пять дач... Мороз трескуч.., ельник пахуч... Прикоснешься — обожжеш…ся.

Вечерн— газеты вышли со статьей о великом ген Вет­ки деревьев серебрятся в утренн... Ин К ноч.. Кошач…й глаз

видел зорче заяч…и следы на снегу. Пастух играл на рожк.. И свирел... В сиянь.. Солнца над бушующ…м син…м морем лета­ли чайки.

Во…тановление подлинного шедевра живописи продвигалось медленно. Вдумч…вая ученица — красав…ца и умн…ца — учит

языки: францу—кий, го—ан кий и белору кий. Дремл…щие

ивы склонились над прудом с ~та…гцим снегом. Шел давно обе­щанный дождь. В услыш…нном нами объявлении сообщалось о рейсе, задержанном по независящим от администрации причинам.

J В тума—ой дали песча ого берега тускло светились баг­ря— ые огни стари—ой гости ицы. В гости ой на краше-

—ом полу, украше—ом затейливым орнаментом, стоял иску-

c.:.. О сдела—ый стол с искусстве ыми цветами в стекля ой

вазе. Точе—ые ножки стола с заточе ыми концами были по-

золоче—ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебр ого

подсвечника. Беле…ые потолки, побеле…ые совсем недавно, си­яли белизной. Кожа—ые кресла тисне ой кожи стояли рядом

со слома—ыми стульями.

Луна сияла по…весеннему тускло. В…течени.. Двух лет он на­учился хорошо говорить по…английски, по…французски, по-немец­ки и по…русски. У нее н.. Было н.. Друзей, н.. Подруг. Она н.. К кому н.. Ходила в гости, н.. Любила н.. Читать, н.. Писать.

Пол…января кожевенн:. Обувная фабрика превышала средн…су­точную норму. Сорок., летний мужчина, опытный стал,. Вар чугу…о.. Литейного завода, в светл..£ером костюме пошел в восьм…летнюю школу на собрание к сыну. Низкорослый веч­нозеленый кустарник с бледн…розовыми цветами рос в северо- западном районе города. В пол…десятого утра в штаб…квартиру видного вое,... Ачальника по междугороднему телефону сообщили о межд…народном конфликте на почве межд…усобицы. Жизне­описание древн…греческого философа было напечатано в южно­русском издательстве. На тарелке лежали пол…апельсина и пол., лимона.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холод­ном полу усыпанн…м ельником.

В это время из-за высоты находившейся в полуверсте от крепости показались новые конные толпы и вскоре вся степь усеялась множеством людей вооруженных копьями и сайдаками.

Старый комендант перекрестил ее трижды потом поднял и поцеловав сказал ей изменивш…мся голосом Ну Маша будь счастлива.

Ученые на протяжении многих лет исследуют птиц, перья которых ослепительно сверкают на солнце, а длинный хвост развевается на ветру. Ухудшающаяся погода не позволи- ла провести сев в лучшие сроки. В окрестностях отвесных скал, над самой бездной, парил орел. Блекнул луч солнца, и явственно было слышно, как шевельнул на дереве лист, как хлынула хвостом и плеснула в воде длинная щука. Стол был уставлен яствами. Для приготовления кофе нужно зажечь плиту. Бруатая дорога шла вдоль до—атого забора по пе аному пляжу. Т. Етно жу…ит Жу—елица, заползая под мо евеловую ветку. Вдоль а…еи тянулась га ерея с мраморной ле ницей и пери ами из мета а а юминия. Кава.’Д. Ерия всегда была мобильней арти…ерии. Криста—ьно чистую воду получают, пропуская ее через криста…ическую решетку ми..,. Иардов и ми ионов молекул. Всадник век…чил на коня и поск…кал по дороге. Лошадь сделала длинный ск.,. Чок. Мы соб…раём урожай и соб…рем мно- го фруктов. Заг…рать на солнце долго нельзя. При красивом заг…ре кожа не обг…рает. Заг…ралась з…ря, дог…рали звезды. Бе…ащитные бе емельные крестьяне написали во вание и во тали против бе акония, бе человечных условий и бе…четного нарушения прав. Бе…порно, с бе—онницей бороть- ся бе мысленно. N. Подытоживая конференцию, небезынтересно отметить, что сверх…нтенсивные и…ледования позволили получить сверх…нте- ресныб результаты, которые пр…взошли все ожидания. Престарелый президент компании по производству радио­приемников, будучи в преклонном возрасте, под…скал себе нового пр…емника, оставив за собой все пр…в.. Легии. Кругом под мались горы. Без…скусные картины — произведения пр…митивного иску тва. Группа туристов, пр…бывшая в город, пр…бывала в гостинице два дня. Лекц…и читают в лектори... В здани.. Висела картина, на­рисованная художником по фамили.. Птиц…н. На ней нарисова­на ц…ганка на станц Ц…рк любят дети и старшеклассни­це. Ц…ркуль чертит хорошо. К электростанц подвели дорогу. ^ С тяж…лой ношей сверч…к похож на суч…к. Старич…к ч-’ШеЛ по ш…ссе с багаж…м за плеч…м в холщ…вом меш…чке. Послышался ш…рох и ш…пот. Далеко теч…т реч…нка. Жесткой щ…ткой ч…шут коню ч…лку и надевают ш…ры. Ч…рной саранч…й покрылось поле. Снеж…к покрыл луж…к и овраж…к. 6 К помещич…ей усадьбе под…ехали д…ячок и под…ячий. Ты увидиш.., как силач., могуч... Нужно зажеч.. Печ.. И испеч.. Кулич... Ты можеш.. Решить сто задач..? Из туч., вырвался луч., и осветил пять дач... Мороз трескуч.., ельник пахуч... Прикоснешься — обожжеш…ся. Вечерн— газеты вышли со статьей о великом ген Вет­ки деревьев серебрятся в утренн... Ин К ноч.. Кошач…й глаз видел зорче заяч…и следы на снегу. Пастух играл на рожк.. И свирел... В сиянь.. Солнца над бушующ…м син…м морем лета­ли чайки. Во…тановление подлинного шедевра живописи продвигалось медленно. Вдумч…вая ученица — красав…ца и умн…ца — учит языки: францу—кий, го—ан кий и белору кий. Дремл…щие ивы склонились над прудом с ~та…гцим снегом. Шел давно обе­щанный дождь. В услыш…нном нами объявлении сообщалось о рейсе, задержанном по независящим от администрации причинам. J В тума—ой дали песча ого берега тускло светились баг­ря— ые огни стари—ой гости ицы. В гости ой на краше- —ом полу, украше—ом затейливым орнаментом, стоял иску- c.:.. О сдела—ый стол с искусстве ыми цветами в стекля ой вазе. Точе—ые ножки стола с заточе ыми концами были по- золоче—ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебр ого подсвечника. Беле…ые потолки, побеле…ые совсем недавно, си­яли белизной. Кожа—ые кресла тисне ой кожи стояли рядом со слома—ыми стульями. Луна сияла по…весеннему тускло. В…течени.. Двух лет он на­учился хорошо говорить по…английски, по…французски, по-немец­ки и по…русски. У нее н.. Было н.. Друзей, н.. Подруг. Она н.. К кому н.. Ходила в гости, н.. Любила н.. Читать, написать. Пол января кожевенное обувная фабрика превышала среднесуточную норму. Сорока летний мужчина, опытный сталевар чугунолитейного завода, в светленом костюме пошел в восьмилетнюю школу на собрание к сыну. Низкорослый вечнозеленый кустарник с бледно-розовыми цветами рос в северо- западном районе города. В полдесятого утра в штаб-квартиру видного вое,... Ачальника по междугороднему телефону сообщили о международном конфликте на почве междоусобицы. Жизни­описания древнегреческого философа было напечатано в южно­русском издательстве. На тарелке лежали пол-апельсина и пол-лимона. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холод­ном полу усыпанном ельником. В это время из-за высоты находившейся в полуверсте от крепости показались новые конные толпы и вскоре вся степь усеялась множеством людей вооруженных копьями и сайдаками. Старый комендант перекрестил ее трижды потом поднял и поцеловав сказал ей изменившемся голосом Ну Маша будь счастлива.

ПОМОГИТЕ ПОЖААААЛУЙСТА! СРОЧНО НУЖНО!
Когда(то) сч…тали, что без розги научить грамоте (не)возможно. Крестьяне (не)охотно отдавали детей в школу, открытую Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне: там (не)бьют - значит, (н..)чему особе(н, нн)о и (не)учат.
Сейчас такое ра(с, сс)уждение каж…тся см…шным но все убежде(н, нн)ы, будто (не)льзя выучить детей, если не быть с ними строгими. Может быть через какое(то) время эти страхи покажутся такими же (не)лепыми, как страхи насчёт обучения без розги. Всякое пр…нуждение указывает на (не)достатки метода пр…подавания. Чем с меньшим пр…нуждением учат(?)ся дети, тем метод лучше писал Толстой. Сам он пр…красно учил и потому обх…дился без пр…нуждения детей учит(?)ся. Его школу можно назвать свободной школой. Свободная школа не та, где свобода от учения а где вел…к.. Лепно учат, и потому ученики чу(?)ствуют себя исти(н, нн) свободными.
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. УКАЗАТЬ РАЗРЯД НАРЕЧИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

Когда то считали, что без розги научить грамоте невозможно. Крестьяне неохотно отдавали детей в школу, открытую Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне: там не бьют - значит, ничему особенно и не учат.
Сейчас такое рассуждение кажется смешным но все убеждены, будто нельзя выучить детей, если не быть с ними строгими. Может быть через какое то время эти страхи покажутся такими же нелепыми, как страхи насчёт обучения без розги. Всякое принуждение указывает на недостатки метода преподавания. Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше писал Толстой. Сам он прекрасно учил и потому обходился без принуждения детей учится. Его школу можно назвать свободной школой. Свободная школа не та, где свобода от учения а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя истинно свободными.