Русский народ выразил правила речевого этикета в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, раскрывая скобки и вставляя пропущеные буквы. Объясните, какие правила речевого этикета они выражают. :


1. Коня на вожжах (не) удержишь, а слово с языка (не) воротишь.
2. Сердечное слово до сердца доходит.
3. Малое слово большую обиду творит.
4. Красно поле пшином, а речь слушаньем.
5. Что на уме, то и на языке.


(Пишите на русском, я не понимаю украинский! )
Коня на вожках не удержишь, а слово с языка не воротишь.
Эти пословицы учат нас сначала думать, а потом говорить, потому что словом иногда можно обидеть сильнее, чем действием.  

1. Коня на вожжах не удержишь, а слово с языка не воротишь(надо думать, что говоришь)
2. говорить добрые слова
3. думать, что говоришь
4. всегда говорить правильно
5. не всегда говорить, что думаешь

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
1. Врачебный и человеческий автор_тет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. 2. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе ни_когда ни_кого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она н_ была. 3. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва пр_писывает им мудрость, граничащую со святостью. 4. И доктор Янсен не избежал этого. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречё_ым на особую мученическую смерть. 5. Доктор Янсен задохнулся в канализацио_ом колодце, спасая детей. 6. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоя_о рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. 7. Над колодцами устанавл_вался ворот с бадьёй, который откач_вали просочившиеся сточные воды. 8. Процедура была длительной, и рабочие в одну смену не управлялись, всё зам_рало до утра. 9. И тогда бадьёй и воротом завладевали мы. 10. Провал в пр_исподнюю, где воздух перенасыщен метаном, в_прямую был связан с прошлым наших отцов, с их риском. 11. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую войну, где прим_нялись отравляющие вещества. 12. И мы сдерживая дыхание, летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. 13. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. 14. Но однажды решили прокатиться в_двоём, и верёвка оборвалась. 15. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. 16. Отправив их за помощью, доктор тут_же спустился спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. 17. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку верёвки и потерял сознание. 18. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. 19. Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. 20. Меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. 21. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (По Б. Л. Васильеву) Вставить пропущенные буквы. 1. Определите стиль и тип речи данного текста. Докажите 2. Укажите номер предложения, который связан с предыдущим лексическим повтором. (7-11) 3. Укажите средства художественной выразительности в предложениях (17-21) 4. Укажите часть речи слова не только (предложение 11) 5. Укажите прилагательное в превосходной степени сравнения (1-5) 6. Объясните постановку двоеточия в предложении 3 7. Укажите способ образование слова двое, врачебный, просочившиеся, дыхание, впрямую, сумел, святой (Предл. 19), мала (Предл. 21) 8. Найдите и укажите номер сложного предложения смешанного типа. 9. Предложения 16 и 17 синтаксический разбор. 10. Выделите односоставные предложения, определите их вид. 11. Объясните, почему в последнем предложении слово "Доктор" написано с большой буквы. (Не менее 7 предложений) 12. Назовите 3 произведения, в которых раскрывается тема человеческого подвига
Врачебный и человеческий авторИтет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. 2. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она нИ была. 3. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва прИписывает им мудрость, граничащую со святостью. 4. И доктор Янсен не избежал этого. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречёННым на особую мученическую смерть. 5. Доктор Янсен задохнулся в канализациОННом колодце, спасая детей. 6. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постояННо рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. 7. Над колодцами устанавлИвался ворот с бадьёй, который откачИвали просочившиеся сточные воды. 8. Процедура была длительной, и рабочие в одну смену не управлялись, всё замИрало до утра. 9. И тогда бадьёй и воротом завладевали мы. 10. Провал в прЕисподнюю, где воздух перенасыщен метаном, в  прямую был связан с прошлым наших отцов, с их риском. 11. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую войну, где примЕнялись отравляющие вещества. 12. И мы сдерживая дыхание, летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. 13. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. 14. Но однажды решили прокатиться вдвоём, и верёвка оборвалась. 15. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. 16. Отправив их за помощью, доктор тут  же  спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. 17. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку верёвки и потерял сознание. 18. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. 19. Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. 20. Меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. 21. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (По Б. Л. Васильеву) Вставить пропущенные буквы. 1. Определите стиль и тип речи данного текста. Докажите 2. Укажите номер предложения, который связан с предыдущим лексическим повтором. (7-11) 3. Укажите средства художественной выразительности в предложениях (17-21) 4. Укажите часть речи слова не только (предложение 11) 5. Укажите прилагательное в превосходной степени сравнения (1-5) 6. Объясните постановку двоеточия в предложении 3 7. Укажите способ образование слова двое, врачебный, просочившиеся, дыхание, впрямую, сумел, святой (Предл. 19), мала (Предл. 21) 8. Найдите и укажите номер сложного предложения смешанного типа. 9. Предложения 16 и 17 синтаксический разбор. 10. Выделите односоставные предложения, определите их вид. 11. Объясните, почему в последнем предложении слово "Доктор" написано с большой буквы. (Не менее 7 предложений) 12. Назовите 3 произведения, в которых раскрывается тема человеческого подвига

 

Спиши, раскрывая скобки. Объясни правописание НЕ с прилагательными. Сделай устно морфологический разбор выделенных прилагательных. Пришел невод с одною рыбкой, с (не) простою рыбкой,-золотою. Наша ветхая лачужка и ПЕЧАЛЬНА, и темна. Белый снег-(не) белый, а светлый. Нет, (не) светлый-сияющий снег. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу (не) ТОРОПЛИВО коня. Соловей очень маленькая и (не) приметная птичка. Однажды я встал рано удить рыбку и не заметил, что луг (не) золотой, а зеленый. ЧИСТЕЙШИЙ и бесценный жемчуг на дне морском в тиши лежит. Чистейшее, цены безмерной слово во глубине души лежит.

Пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой,-золотою. Наша ветхая лачужка и ПЕЧАЛЬНА, и темна. Белый снег-не белый, а светлый. Нет, (не) светлый-сияющий снег. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу неТОРОПЛИВО коня. Соловей очень маленькая и неприметная птичка. Однажды я встал рано удить рыбку и не заметил, что луг не золотой, а зеленый. ЧИСТЕЙШИЙ и бесценный жемчуг на дне морском в тиши лежит. Чистейшее, цены безмерной слово во глубине души лежит.

Прочитайте. Сгруппируйтепредложения по форме глагола сказуемого. Сделайте вывод, ккакому виду односоставных предложений относятся приведённые пословицы и поговорки.




1. Умную голову почитают смолоду. 2. Дело словом не заменишь. 3. После дела за советом не ходят. 4. Сначала подумай, потом говари. 5. Соловья баснями не кормят. 6. Любишь кататься - люби и саночки возить. 7. Дарёному коню в зубы не смотрят. 8. Песнею коня не накормишь. 9. Палец в рот не клади. 10. На всех не угодишь. 11. Дело словом не заменишь. 12. Одной рукой и узла не развяжешь. 13. Сам погибай, а товарища выручай.

Определенно-личные предложения: 
1. Умную голову почитают смолоду. 2. Дело словом не заменишь. 4. Сначала подумай, потом говори. 6. Любишь кататься - люби и саночки возить. 8. Песнею коня не накормишь. 9. Палец в рот не клади. 10. На всех не угодишь. 11. Дело словом не заменишь. 12. Одной рукой и узла не развяжешь. 13. Сам погибай, а товарища выручай. 
Неопределенно-личные предложения:
3. После дела за советом не ходят. 5. Соловья баснями не кормят. 7. Дарёному коню в зубы не смотрят.