Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом.
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол-гигант, тяжёлый, величавый.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Задание: Выписать слова с орфограммами в корне слова и определить тип орфограмм с проверочными словамии выделить графически.
Бору - безударная гласная в корне слова (бор).
Сладостней - непроизносимая согласная в корне слова (сладость).
Смолистым -  безударная гласная в корне слова (смолит).
Ароматом - непроверяемая орфограмма, проверять по словарю.
Прильну - правописание приставок пре- и при-
Сосне -  безударная гласная в корне слова (сосны).
Корявой -  безударная гласная в корне слова (корчиться).
Чувствую - чу щу ;  непроизносимая согласная в корне слова ( по словарю ).
Гигант -  непроверяемая орфограмма, проверять по словарю.
Тяжёлый - (тяжесть).
Величавый -  безударная гласная в корне слова (величие), ча ща.
Сосною -  безударная гласная в корне слова (сосны).
Солнца -  непроизносимая согласная в корне слова (солнечный).

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Ответьте на вопросы:
Пара слов, в которой в корне происходит чередование звуков:
возродить-восходить огород-городить горожанин-гражданин
дружок-дружочек.
Слово в котором отсутствует согласный мягкий звук:
цыган ежик моешь капельки рожь дуги
Пропущенный звук в слове "Мод. ль самолета"-[. ]
При написании. гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
В предложении "Все присходит очень, я чувствую, что лечу, руками не за что уцепиться, внутри замирает, и я не успеваю опомниться, как влетаю в воду"-чередующуюся гласную в корне имеет слово-
СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПАРОЙ СЛОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕМ
1 дверной ключ-скрипичный ключ
2 лететь стрелой-серебряный голосок
3 алмазный-арена
4 айсберг-монолог
5 быстро бежать-лететь на самолете

. прямое значение слова в словосоетании
. переносное значение слова в словосочитании
. однозачные слова
. многозначные слова
. омонимы
Слово с приставкой: на день на край на него на деть
слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются.
В предложении "Под березкой стояла скамья. " заимствованным является слово-

1. Слова,  в корне  которых происходит чередование звуков:
 горожанин-гражданин(оро//ра и ноль звука//д)(В Российской империи слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», то есть жителя города, горожанина (от последнего слова и произошло само слово. )
2. Слова, в которых отсутствуют согласные мягкие звуки:
 цыган,   рожь  [ц, г, н] [р, ш]
3.  Пропущенный звук в слове "МодЕль самолета"-[ Э ]
4.  При написании  БЕЗУДАРНОЙ  гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением. (вЕсна - вЁсны, осЕнью- осЕнний)
5.  В предложении "Все происходит очень быстро, я чувствую, что лечу, руками не за что уцепиться, внутри замирает, и я не успеваю опомниться, как влетаю в воду"-чередующуюся гласную в корне имеет слово- ЗАМИРАЕТ (мир//мер: замЕрло)
6.  1) дверной ключ-скрипичный ключ (ОМОНИМЫ)
2) лететь стрелой-серебряный голосок (переносное значение слова в словосочетании)
3) алмазный  -арена  (МНОГОЗНАЧН. )
 4 )айсберг-монолог(ОДНОЗНАЧН. слова)
  5) быстро бежать-лететь на самолете (прямое значение слова в словосочетании)
7. Слово с приставкой:  НАдеть
8. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются АНТОНИМАМИ (холодно-тепло, добрый-злой, смелость-трусость)
9. Слово"СКАМЬЯ"
(В русском языке слово «банк» является общеупотребительным уже с XVIII в. Слово заимствовано из французского или немецкого и восходит к итальянскому banco – первоначально «скамья, прилавок (менялы)», позже «контора», куда попало из германских языков от bank («скамья»).  

Безударная гласная в корне слова на письме проверяется безударной гласной в этом же корне. Изменение слова и подбор однокоренных слов-два способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова

Безударный гласный в корне слова можно проверить двумя способами.

Первый способ заключается в подборе однокоренных слов.

В этом случае в неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

Например: ползкОм - пОлзать, теснотА - тЕсный, колОсья - кОлос, датИровать - дАта, трясИна - трЯский, рискнУть - рИск, солИть - сОль.

При подборе однокоренных слов необходимо учитывать лексическое значение слов, то есть важно правильно подбирать однокоренные слова, такие слова, которые имеют один и тот же смысл.

Например: примерять наряд - от мЕрить, а примирять товарищей - от мир; наколи на булавку (бабочку) - от кОлкий, анакали утюг - от накАл; увядал цветок - от увЯдший, а увидал цветок - от вИдеть.

Хочу предостеречь от серьёзной ошибки, которую часто допускают при проверке безударной гласной в корне. Ни в коем случае нельзя проверять гласные а - о в безударных корнях глаголов совершенного вида глаголами несовершенного видана -ывать (-ивать).

Например: глагол проглотить нужно проверять словом глОтка, а не глаголом проглАтывать; опоздать - пОздно, но неопАздывать.

Второй способ проверки безударных гласных в корне заключается в изменении формы слова.

Например: коза - кОзы; пятно - пЯтна, пЯтен, пЯтнам; семья - сЕмьи, сЕмьям; вода - вОды, вОдами.

В русском языке есть очень много корней с чередующимися гласными, которые пишутся в разных случаях по-разному. Например, корни кас-кос, мир-мер, стел-стил, клон-клан и много-много других. Этот список и правила правописания таких корней нужно знать наизусть.

Также в русском языке есть слова с непроверяемой гласной в корне. К ним невозможно подобрать проверочные слова, чередующихся гласных в корнях этих слов тоже нет, так что их правописание следует проверять по орфографическим словарям, а потом просто запоминать.

Выпишите из данного текста слова по группам орфограмм (1-
безударная гласная в корне, 2-орфограммы согласных, 3-сочетания ЧК,
ЧН, НЩ, ЩН, РЩ, НЧ, 4- сочетания ТСЯ, ТЬСЯ, 5-гласные после
шипящих). ВО ВСЕХ выписанных словах выделите корень. Служебные
части речи выписывать не надо. Определите тему и основную мысль
текст.


Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор,
приготовился к бою.
Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю
обрушилась стена воды.
Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над
полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое
выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и
сверкают на солнце

Выпишите из данного текста слова по группам орфограмм (1-безударная гласная в корне, 2-орфограммы согласных, 3-сочетания ЧК,
ЧН, НЩ, ЩН, РЩ, НЧ, 4- сочетания ТСЯ, ТЬСЯ, 5-гласные после
шипящих). ВО ВСЕХ выписанных словах выделите корень. Служебные
части речи выписывать не надо. Определите тему и основную мысль
текст.