Спишите, раскрывая скобки. Пользуясь схемой, данной на уроке, объясните выбор слитного или раздельного написания не в каждом случае.
Показать (не)доверие, а сомнение. Проявить (не)разумность. Это (не)приятель, а мой давний знакомый. Настоящая (не)лепость. (Не)счастье обрушилось на нас. (Не)счастье, а беда подстерегала товарищей. Ты (не)друг, а враг. Доказать свою (не)виновность. Забыть о (не)взгодах. Железно кузнец, а (не)молот куёт. (Не)понимание опасности ещё (не)есть храбрость. (Не)знание – полбеды, (не)желание знать – вот истинное (несчастье. (Не)пером пишут, а умом. (Не)поседа портит беседу. (Не)грубостью, а лаской можно победить (не)доверие к себе. (Не)вежливость и (не)внимательность детей огорчает родителей.

Показать не доверие, а сомнение. Проявить неразумность. Это не приятель, а мой давний знакомый. Настоящая нелепость. Несчастье обрушилось на нас. Не счастье, а беда подстерегала товарищей. Ты не друг, а враг. Доказать свою невиновность. Забыть о невзгодах. Железно кузнец, а не молот куёт. Непонимание опасности ещё не есть храбрость. Незнание – полбеды, нежелание знать – вот истинное несчастье. Не пером пишут, а умом. Непоседа портит беседу. Не грубостью, а лаской можно победить недоверие к себе. Невежливость и невнимательность детей огорчает родителей.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Выписать расставляя знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные член. Подчеркните грамматические основы и однородные члены, соединенные союзом а. Союз заключается в овал. Постройте схему сложного предложения.
1. Рыба видит приманку а не крючок. 2. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает. 3. Лето собирает а зима подает. 4. Счастье в воздухе не вьется а руками достается. 5. Летом ласточка день начинает а соловей кончает.

Прописными буквами выделены грамматические основы.

Сложные

3. ЛЕТО СОБИРАЕТ, а ЗИМА ПОДАЕТ.

5. Летом ЛАСТОЧКА день НАЧИНАЕТ, а СОЛОВЕЙ КОНЧАЕТ. 

 

Простые

1. РЫБА ВИДИТ приманку, а не крючок (однородные дополнения подчеркиваем пунктиром). 2. КНИГА в счастье УКРАШАЕТ, а в несчастье УТЕШАЕТ (однородные сказуемые, подчеркиваем двумя чертами. "В счастье" и "в несчастье" - это не однородные, так как относятся к разным главным словам в словосочетаниях!). 4. СЧАСТЬЕ в воздухе НЕ ВЬЕТСЯ, а руками ДОСТАЕТСЯ (однородные сказуемые подчеркиваем двумя чертами).

 

Схема сложного предл: Лето собирает, а зима подает

[---- =  ], а  {-----  = ]

Подбери к данным словам однокоренные слова с безударными гласными в корне.

Хлопоты, тяжесть, синий, тянет, жалость, просьба, доверие, хвалит, вид, охрана, победа, счастье, свет, мир.

Хлопотать
тяжоленький
синее
тнуть
жалеть
просить
доверять
хвалить
видала
охраняемый
победимый
поедаемый
счастливый
светло
мириться

Хлопоты - хлопотать
тяжесть - тяжелый
синий - синеть
тянет - тянуть
жалость - жалею
просьба - прошение
доверие - доверять
хвалит - похвала
вид - свидание
охрана - охранять
победа - побеждать
счастье - счастливый
свет - светить
мир - помирить

Подберите однокоренные слова с безударными гласными в корне: хлопоты, тяжесть, синий, тянет, жалость, просьба, доверие, хвалит, вид, охрана, победа, счастье, свет, мир! пожалуйста!
Хлопоты  -хлопотать
тяжесть - тяжело
синий - синева
тянет - тянуть
жалость - жалеть
просьба - просить
доверие - доверять
хвалит - похвала
вид - повидать
охрана - охранять
победа - побеждать
счастье - счастливый
свет - освещать
мир - помирить

хлопоты - хлопочет
тяжесть - тяжелеет
синий - синеющий
тянет - тянучка
жалость - пожалела
просьба - проситель
доверие - доверяющий
хвалит - похвала
вид - видение
охрана - охранение
победа - победитель
счастье - счастливчик
свет - светило
мир - мировой