Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Укажите, в какой форме употребляются числительные оба,
обе.
С (обе) сторон, на (оба) берегах, у (обе) обезьянки, к (оба) братьям, к (обе) знакомым, у (оба)
чудища, смотреть в (оба) глаза, положить на (обе) лопатки.

Обе.
С (обеих) сторон, на (обоих) берегах, у (обеих) обезьянок, к (обоим) братьям, к (обеим) знакомым, у (обих
чудищ, смотреть в (оба) глаза, положить на (обе) лопатки
Ж. Р.-обеих
М. Р  обоих

С обеих(ж. Р., мн. Ч., р. П)сторон, на обоих(м. Р., мн. Ч., пр. П) берегах, у обеих(ж. Р., мн. Ч., р. П.) обезьянок, к обоим(мн. Ч., д. П) братьям, к обеим(ж. Р., мн. Ч., д. П.) знакомым, у обоих(м. Р., мн. Ч., р. П.) чудищ, смотреть в оба (м. Р., мн. Ч., в. П.) глаза, на обе(ж. Р., мн. Ч., в. П.) лопатки

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
1. В каком ряду все слова являются числительными?
1) первый, тысяча, множество, двое;
2) обеим, втроем, четыре пятых, один;
3) полутора, двести тридцать, оба, сто;
4) сотня, четверых, двести седьмой, полтораста.
2. Поставьте числительное в указанный падеж:
749 – Д. П.; 8593 – Т. П.; 264 – П. П..
3. Согласуйте числительное с существительным:
1) Отзыв сопровождался (53) замечаниями.
2) Мы получили письма от (2840) слушателей.
3) К (356) рисункам были придуманы забавные подписи.
4) Инспектор с тревогой говорил о (763) дорожно-транспортных происшествиях.
5) Самолет поднялся в небо с (273) пассажирами.
4. Выберите из предложенной пары правильный вариант, запишите его:
Разговаривать с (обоими, обеими) ученицами; в (обоих, обеих) вариантах; обратиться к (обоим, обеим) работникам; пригласить (двух, двоих) подруг; разобраться с (обоими, обеими) нарушениями; держать (обоими, обеими) руками; дружить с (двоими, двумя) девочками; ошибки в (обоих, обеих) контрольных; искать справку в (обоих, обеих) стопках бумаг.
5. Найдите пример с грамматической ошибкой:
1) к шестистам пятидесяти двум страницам;
2) к сорокам пяти годам;
3) без двух пятых частей;
4) о девяноста трех случаях.
6. Найдите пример с грамматической ошибкой:
1) о полуторах нормах;
2) альбом со ста четырьмя памятниками;
3) прибавить к тысяче двумстам восьмидесяти девяти;
4) расплатиться с семьюстами восьмьюдесятью рабочими.
7. Найдите пример без грамматической ошибки:
1) в двух тысячи седьмом году;
2) держаться обеими руками;
3) ребенок заговорил к полуторам годам;
4) с двумястами шестидесяти пятью бюллетенями.
8. Выпишите все числительные, укажите их разряд:
Надо сказать, что квартира эта – № 50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала жильцам: одному, фамилия которого была Беломут, и другому – с утраченной фамилией.
И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (М. Булгаков.)
9. Выберите нужное числительное, спишите последний абзац, указывая синтаксическую роль числительных:
Все окна… были открыты, и всюду слышалась в окнах радиомузыка. Из любопытства Маргарита заглянула в одно из них. Увидела кухню. Два примуса ревели на плите, возле них стояли две женщины с ложками в руках и переругивались….
– Оба (обе) вы хороши, – звучно сказала Маргарита, переваливаясь через подоконник в кухню. Оба (обе) ссорящиеся повернулись на голос и замерли с грязными ложками в руках. Маргарита осторожно протянула руку между ними, повернула краны в обоих (обеих) примусах и потушила их. Женщины охнули и открыли рты. (М. Булгаков.)

1) 2 ряд
2) Семистам сорока девяти, восемью тысячами пятьюстами девяноста тремя, двухстах шестидесяти четырех
3)
°Отзыв сопровождался пятью десятью тремя замечаниями. 
 °Мы получили письма от двух тысяч восьмиста сорока слушателей. 
 °К тремстам пятидесяти шести рисункам были придуманы забавные подписи. 
°Инспектор с тревогой говорил о семистах шестидесяти трех дорожно-транспортных происшествиях. 
°Самолет поднялся в небо с двумястами семьюдесятью тремя пассажирами. 
4)
Разговаривать с обеими ученицами; в обоих вариантах; обратиться к обоим работникам; пригласить двух подруг; разобраться с обоими нарушениями; держать обеими руками; дружить с двумя девочками; ошибки в обеих контрольных; искать справку в обеих стопках бумаг.
5) 4.
6) 1.
7) 2.
8) -
9) обе, обе, обоих
8 и 9 не сделаны, не доделаны)0
Как-то так

В приведённых предложениях разграничьте многозначность и
омонимию, дайте толкование выделенных слов.
1. Господский дом уединённый, горой от ветров защищённый, стоял над речкою. Три дома на вечер зовут. Дом был в движении. (А. С. Пушкин)
2. Милый папочка! Позволь преподнести тебе папочку. (П. Га-
лин)
3. Бедная Лиза! Какая же она бедная! (П. Галин) 4. Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь. (М. Цветаева)
5. Мать с младенцем спасена: землю чувствует она. (А. С. Пушкин). Это — моя родина, моя родная земля, моё отечество… (А. Н. Толстой). С обеих сторон вдоль канавы была снята на аршин
земля. (Л. Толстой)
6. Каков ни есть, а хочет есть. (Поговорка)
7. На миру и смерть красна. Худой мир лучше доброй ссоры. (По-
словицы)
8. Взять жену без состояния я не в состоянии… (А. С. Пушкин)

1. Господский дом уединённый, горой от ветров защищённый, стоял над речкою. Три дома на вечер зовут. Дом был в движении. (А. С. Пушкин) Многозначное
2. Милый папочка! Позволь преподнести тебе папочку. (П. Га-
лин) Омонимы
3. Бедная Лиза! Какая же она бедная! (П. Галин) 4. Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь. (М. Цветаева) Многозначное
5. Мать с младенцем спасена: землю чувствует она. (А. С. Пушкин). Это — моя родина, моя родная земля, моё отечество… (А. Н. Толстой). С обеих сторон вдоль канавы была снята на аршин
земля. (Л. Толстой) Многозначное
6. Каков ни есть, а хочет есть. (Поговорка) Омонимы
7. На миру и смерть красна. Худой мир лучше доброй ссоры. (По-
словицы) Омонимы
8. Взять жену без состояния я не в состоянии… (А. С. Пушкин) Омонимы

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Ра (с, сс) к_жу я вам, друзья, о своей (не) забыва_мой встреч_ с уд_вительн_м по кр_соте существом. Прозошло это на (Д, д) _льнем (В, в) остоке во время науч_ной эксп_диц_и. Мы долго шли по извил_стому берегу т_ёжной реч_нки, з_росш_й ивн_ком. Огромные з_валы, каме (н, нн) ые глыбы, как ба (р, рр) икады, прегр_ждали бег реки, заст_вляя её изв рачиватся в тесном русле. Но всё(таки) мы увидели её — н_стоящее чудо пр_роды!
Разн_цвет_е, радужное соч_тание цв_тов буквально ср_зило (на) (по) вал. Всё, в том числе и (не) обыкнове (н, нн) ой кр_соты хох_лок, вызывало во (с, сс) торг! Этот хохлок с_стоит из дли (н, нн) ых бл_стящих пер_ев, (медн_)красных, (сине) зелёных, (сине) ф_олетовых. С обеих ст_рон ше_ св_сают за_стрё(н, нн) ые (зол_тисто) рыж_е перья, торчащ_е в виде ве_ра. М_ховые крыл_я ра (с, сс) ш_ряют_ся в виде двух тр_угольных парусов, рыж_х (с) верху, (исс_не) фолетовых (с) низу...
Да, перед нами м_нд_ринка, или японка. Это самая кр_сивая р_зно-видность уток. В своём ра (с, сс) п_сном н_ряде она выгл_д_т ш_карно, как китайский м_нд_рин. Верятно, (по) этому её так и назвали. В (не) которых странах, главным обр_зом в Кита_, Коре_ и Япони_, м_нд_ринку разв_дили как домашнюю д_к_ративную птицу. Наше же таёжное название — дупловка — м_нд_ринк_ получила за сп_собность гн_здит_ся в дуплах. (Не) н_йдя подх_дящего дупла, м_нд_ринка может отл_жить яйца и на земле, спрят_вшись для этого под густым кустом (не) (в) д_леке от воды. (В) отличи_ от б_лыш_нства уток, м_ндаринку часто можно вид ть сидящ_й на ветвях дерев_ев или на пр_брежных скал_х. За ярк_сть оп_рения эту утку ещё называют ог ньком.

Расскажу я вам, друзья, о своей незабываемой встрече с удивительным по красоте существом. Прозошло это на Дальнем Востоке во время научной экспедиции. Мы долго шли по извилистому берегу таёжной речонки, заросшей ивняком. Огромные завалы, каменные глыбы, как баррикады, преграждали бег реки, заставляя её изворачиваться в тесном русле. Но всё-таки мы увидели её — настоящее чудо природы!
Разноцветное, радужное сочетание цветов буквально сразило наповал. Всё, в том числе и необыкновенной красоты хохолок, вызывало восторг! Этот хохолок состоит из длинных блестящих перьев, медно-красных, сине-зелёных, сине-фиолетовых. С обеих сторон шеи свисают заострённые золотисто-рыжие перья, торчащие в виде веера. Маховые крылья расширяются в виде двух треугольных парусов, рыжих сверху, иссиня-фиолетовых снизу...
Да, перед нами мандаринка, или японка. Это самая красивая разно-видность уток. В своём распрекрасном наряде она выглядит шикарно, как китайский мандарин. Вероятно, поэтому её так и назвали. В некоторых странах, главным образом в Китае, Корее и Японии, мандаринку разводили как домашнюю декоративную птицу. Наше же таёжное название — дупловка — мандаринка получила за способность гнездиться в дуплах. Не найдя подходящего дупла, мандаринка может отложить яйца и на земле, спрятавшись для этого под густым кустом невдалеке от воды. В отличии от большинства уток, мандаринку часто можно видеть сидящей на ветвях деревьев или на прибрежных скалах. За яркость оперения эту утку ещё называют огоньком.