В август. в природ. улавливаешь. приметы перехода лета в осень. в этих приметах нежность и грусть.
Разнотравье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с; з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт, когда в нём зазв. нят пр. ощальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает солнце, замечаеш. особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. Пол. няли краски летней поры.
Солнце выплыва. т теперь в глубокой тишине и посеревших от ночьной прохлады туманах.
(По А. Марину)
1) Озоглавьте текст.
2) Тема текста
3) Основная мылсь текста
4)Стиль текста
5)Тип текста
6)Вствьте, где нужно, пропущеные буквы.
7)Произвидите фонетический разбор слова ещё
8)Найдите и выпишите из текста эпитеты
9)Разберите по составу слова:
прохлада; душистые; припекает.
10)Произведи разбор одного глагола 2-го лица.
2. осень
3. показать красоту природы
4. художественный
5. поветвование
6. о, с, е, е, е, с, е, ь, е, е
7. ещё: е(й)-согл, мягк, зв, сонор
(э)- гл, безудар
щ(щ)- согл, глух, тв
ё(о)- гл, удар
3 буквы, 4 звука
8. прощальными разкатами, душистые скирды, стало звонким, нежное томление, посервших туманах
9. прохлад(корень) а (0кончание), душ(корень) ист(суффикс) ые(окончание), При(рпиставка) пек(корень) а(суффикс) ет(окончание)
Комплексный анализ текста. Русский язык. 6 класс.
Текст 1
Пр…щальными ра(с, з)катами прогр…мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со…нце ещё щедро отдаёт своё тепло.
В август… в природ… улавливаеш… приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разнотрав…е превратилось в душистые скирды. Небо ра(с, з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт, когда в нём зазв…нят пр…щальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает со…нце, замечаеш… особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. Пол…няли краски летней поры.
Со…нце выплыва…т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч…ной прохлады туманах.
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите основную мысль текста.
4. Стиль текста.
5. Тип текста.
6. Выпишите слова с орфограммами, объясните их написание.
7. Произведите фонетический разбор слова ещё
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
9. Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает
10. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.
ПрОщальными раСкатами прогрЕмели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но соЛнце ещё щедро отдаёт своё тепло.
В августЕ в природЕ улавливаешЬ приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
РазнотравЬе превратилось в душистые скирды. Небо раСчистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт, когда в нём зазвЕнят прОщальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает соЛнце, замечаешЬ особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. ПолИняли краски летней поры.
СоЛнце выплываЕт теперь в глубокой тИшине и посеревших от ночной прохлады туманах.
Задания
1. Озаглавьте текст. - КОНЕЦ ЛЕТА
2. Определите тему текста. - ПРИРОДА В КОНЦЕ ЛЕТА
3. Определите основную мысль текста. - СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
4. Стиль текста. ХУДОЖЕТСВЕННЫЙ
5. Тип текста. ОПИСАНИЕ
6. Выпишите слова с орфограммами, объясните их написание.
ПрОщальными - сл. Слово
раСкатами - С перед глухим согласным К
соЛнце -соЛнышко
отдает - дАть
тепло - тЁплый
В августЕ - П. П.
в природЕ - П. П.
улавливаешЬ - 2 л., ед. Ч.
переход - приставка ПЕРЕ
РазнотравЬе - разделительный Ь
превратилось - преврАтный
в душистые - ЖИ-ШИ
раСчистилось - С перед Ч
от облаков - сл. Слово
припекает - припёк
соЛнце - соЛнышко
замечаешЬ - 2 л., ед. Ч.
земли - зЕмли
Зелёная - зЕлень
отслужила - ЖИ-ШИ
своё - свОй
ПолИняли - лИнька
выплываЕт - 1 спр.
тИшине - тИхо
посеревших - сЕрый
от ночной - нОчь
прохлады - приставка ПРО
7. Произведите фонетический разбор слова ещё
е→[й]: согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[и]: гласный, безударный
щ→[щ]: согласный, непарный глухой, непарный мягкий
ё→[о]: гласный, ударный
________________
3 буквы, 2 слога, 4 звука
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
Небо звонкое
глубокая тишина
9. Разберите по составу следующие слова:
про-хлад-а,
душ-ист-ые,
при-пек-а-ет
10. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.
В этих приметах нежность и грусть.
1. Конец лета...
2. Конец августа.
3. В августе в природе улавливаешь переходы лета в осень. (Вроде так.)
4. Художественный.
5. Описание или повествование (больше склоняюсь к первому варианту).
6. Тут сразу пишу все последующие аббревиатуры: нбгвкс-непроверяемая безударная гласная в корне слова; пбк-первая буква корня; пнс-проверяемая непроизносимая согласная; пс-проверочное слово; П. П.-предложный падеж; скл.-склонение; рмз-разделительный мягкий знак; пбгвкс-проверяемая безударная гласная в корне слова; спр.-спряжение.
Прощальными-нбгвкс; раскатами-приставка, пбк-глухая; прогремели-нбгвкс; солнце-пнс, пс-солнышко; в августе-окончание, П. П., 2скл.; в природе-окончание, П. П., 1скл.; улавливаешь-глагол; разнотравье-рмз; расчистилось-приставка, пбк-глухая; зазвонят-пбгвкс, пс-звон; замечаешь-глагол; полиняли-пбгвкс, пс-линька; выплывает-1спр.; тишине-пбгвкс, пс-тихо; ночной-в сочетании ЧН не пишется Ь.
7.
1. Ещё-[й э щ о], 2 слога, 2-ой ударный.
2. Звуки: Буквы:
[й]-согласный, сонорный, мягкий; }
Е
[э]-гласный, безударный; }
[щ]-согласный, шумный глухой, мягкий; Щ
[о]-гласный, ударный. Ё
3. 4 звука, 3 буквы.
8. Прощальными (раскатами), звонким (небо стало), глубокой (тишине).
9. Прохлада: про-префикс, хлад-корень, а-окончание, прохлад-основа.
Душистые: душ-корень, ист-суффикс, ые-окончание, душист-основа.
Припекает: при-префикс, пек-корень, а-суффикс, ет-окончание, припека-основа.
10. В этих приметах есть НЕЖНОСТЬ и ГРУСТЬ (дополнения). Небо РАСЧИСТИЛОСЬ от облаков и СТАЛО звонким (сказуемые). Оно ПРИГОТОВИЛОСЬ и ЖДЁТ, когда в нём зазвонят прощальные поклики птиц (сказуемые). Зелёная листва ОТСЛУЖИЛА своё и НАЧИНАЕТ БЛЕКНУТЬ (сказуемые, но в этом предложении я не очень уверена, так как одно из сказуемых-составное). Солнце выплывает теперь В глубокой ТИШИНЕ и В посеревших от ночной прохлады ТУМАНАХ (обстоятельства ИЛИ дополнения).
________ ______ _____
________ _____
(что сделало? )съело. Съело (что? ) лёд. Лёд(какой? )утренний.
Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. Он (что сделал? ) заметил.
__ _______
_______
Заметил (что? )норку. Норку(какую? )глубокую. Под корнями (чего? ) березки.
2. Засветило-свет корень, о-окончание, за-приставка, ил-суффикс, засветил-основа.
Утренний-утр корень, ий-окончание, ен-суффикс, н-суффикс, утренн-основа.
Березки-берез-корень, и-окончание, к-суффикс, берёзк-основа.
Развеселили-весел-корень, и-окончание, раз-приставка, ил-суффикс, развеселил-основа.
Весёлый-весёл-корень, ый-окончание, весёл-основа.
Местечко-мест-корень, о-окончание, е-суффикс, чк-суффикс, местечк-основа.
3. Пробежал-прош. вр. ед. ч. м. р.
Взглянуло-прош. вр. ед. ч. ср. р.
Покрыли-прош. вр. мн. ч. (род нельзя определить, так-как множественное число. )