Как строятся схемы предложений?
Нераспрастраненные предложения

1 Подлежащие сказуемое Солнце встало.

2 Сказуемое подлежащие Бегают ручейки.

 

Распрастраненные предложения

Подлежащие сказуемое числительное дополнение Солнце встало в три часа утра.

Обстоятельство сказуемое подлежащие В лесу бегают ручейки

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
СРОЧНО НАДО!
1 НЕ НАДО ДЕЛАТЬ!


1) Прочитайте стихотворение вслух. Вспомните урокки истории и дитературы. Объясните, кто такрй Зевес(Зевс) и Геба, о каком орле идёт речь.

Весеняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубок.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы* дождевые,
И солнце нити золотит.

С г…ры б…ж…т поток проворный,
В л…су (не)молкнет птичий гам,
и гам л…сной, и шум нагорный-
Всё вторит вес…ло гр…мам.

Ты скажешь: ветренная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(Ф. Тютчев)
2) Выпишете из второй строфы существительные, прилагательные, глагол. В первой строфе найдите числительное, в третьей-наречие, в четвёртой-местоимение. Назовите служебные части речи, которые встречаются в стихотворении.
3) Спишите третью строфу. Найдитп в предложении подлежащие и сказуемып. Каким является предложение по количеству грамматических основ? Составе его схему. Подчеркните все члены предложения. Какую роль в предложениях выполняют существительные? Глаголы? Прилагательные?

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

2) Выпишите из второй строфы существительные, прилагательные глагол. В первой строфе найдите числительное, в третей - наречие, в четвёртой - местоимения. Назовите служебной части речи, которые встречаются в стихотворении.

Существительные (2): раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце, нити.

Прилагательные (2): молодые, дождевые.

Глагол (2): гремят, брызнул, летит, повисли, золотит.

Числительное (1): первый (гром).

Наречие (3): весело.       

Местоимения (4): ты.

Служебные части речи (предлог, союз, частица, междометие): в, как бы, вот, и, с, не, с, на.

 

3) Спишите третью строфу. Найди в предложении подлежащие и сказуемые. Каким является предложение по количеству грамматических основ? Составе его схему. Подчеркните все члены предложения. Какую роль в предложениях выполняют существительные? Глаголы? Прилагательные?

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

С горы (бежит откуда? – обстоятельство) бежит (сказуемое) поток (подлежащее) проворный (поток какой? – определение),
В лесу (не молкнет где? – обстоятельство) не молкнет (сказуемое) птичий (гам какой? – определение) гам (подлежащее),
И гам (подлежащее) лесной (гам какой? – определение) и шум (подлежащее) нагорный (шум какой? – определение) -
Все (вторит что? – дополнение) вторит (сказуемое) весело (вторит как? – обстоятельство) громам (вторит чему? – дополнение).

Подлежащее подчеркнуть одной чертой, сказуемое – двойной чертой, определение – волнистой линией, дополнение - _ _ _ _, обстоятельство - _._._._.

По количеству грамматических основ (3 грамматические основы) – это СЛОЖНОЕ предложение.

Схема: [= - ][= - ][ - и - =].

Третья грамматическая основа состоит из 2 однородных подлежащих (гам и шум) и одного сказуемого (вторит), схематично можно показать так [О и О =].

Существительные указывают о чем (о ком) идет речь, глаголы определяют действия предмета или явления, а прилагательные – описывают предмет или явление.

!
Найдите сказуемые, связанные с подчёркнутыми подлежащими. Выпишите грамматические основы предложений. Укажите по образцу, чем выражены подлежащие и сказуемые.
ОБРАЗЕЦ НА ФОТО !
1. У меня есть много друзей.
2. Три девочки разучили новую песню к школьному концерту.
3. Однажды Солнце и свирепый Ветер затеяли спор.
4. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилитела к старому гнёздышку.
5. Мы песенок знаем много.
6. Один молодой лебедь летел позади стаи.
7. На блюдечке медленно таяло мороженое.

Есть (сказуемое) много друзей. Три девочки РАЗУЧИЛИ. ЗАТЕЯЛИ. Прилетела. Знаем. Летел. Таяло. Грамматические основы: У меня( мест) есть, три девочки (сочет) разучили, солнце( сущ) ветер ( сущ ) разучили. Пара птичек ( сочет ) прилетела. Мы ( мест ) знаем. Лебедь( сущ ) летел. Мороженое ( сущ) таяло. Сказуемые - гл. ( все ). Подлежащие - мест., сущ., сочет.

Синтаксический разбор этого предложения "Потом солнце начинало растапливать снега превращая их в воск будило ручьи на холмах"
"Потом солнце начинало растапливать снега, превращая их в воск, будило ручьи на холмах"

солнце-подлежащие, начинало растапливать и будило-сказуемое, превращая их в воск-деепричастный оборот(обосабливается запятыми), ручьи, холмах-дополнение, потом-определение