[----- и ---- : ---- =].
Еще одна схема (когда однородные члены, соединенные союзом И, находятся перед обобщающим словом:
[ кружок (внутри подчеркнуто подлежащим) И кружок (внурти подчеркнуто подлежащим: значок, обознаяающий обобщающее слово]
Цель:
ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; формировать умение конструировать предложения по схемам; формировать умение согласовывать главные члены; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к русскому языку.(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта).
Группа "А" - базовый уровень, группа "В" и "С" - продвинутый уровень.
Ход урока
I. Орг. Момент. Тема, цель урока.
II. Объяснение нового материала.
1. На доске до урока написано:
А. С. Пушкин является величайшим писателем.
- Определите основу предложения.
- Охарактеризуйте сказуемое.
- Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть.
- Мы так говорим? (нет).
- Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите:
А. С. Пушкин - величайший писатель.
- Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)?
- Вспомните правило, сформулируйте его.
2. Творческий диктант (Приложение 1, Приложение 2).
Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
- Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И. П., опуская при этом глагол)
1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
3. Работа с учебником. Параграф 11 (стр. 46)
1) чтение параграфа;
2) дополнение учителя:
III. Закрепление.
1. Составление таблицы по параграфу 11.
Группа С - составление таблицы, запись схем правил, самостоятельный подбор примеров. Группа В - подбор примеров из упр. 74, 75. Группа А - "прочитать" таблицу с примерами. Тире ставится Тире не ставится2. Графическое объяснение пунктуации.
(Предложения записаны на обратной стороне доски до урока)
- Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.
l) Beнера - самая яркая звезда ночного неба.
2) 3емля велика и прекрасна.
3) Ее глаза как яркие звезды.
4) Жить - Родине служить.
5) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (Пушкин).
3. Составление алгоритма рассуждения:
1) найти основу;
2) определить часть речи каждого члена предложения;
3) поставить вопрос к сказуемому;
4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.
4. Объяснительный диктант.
1) Наши души - зеркала, отражающие нас.
2) В бою побывать - цену жизни узнать.
3) Воздух как роза.
4) Этот день словно праздник.
5) Север - это, болото без дна и края.
6) Дважды два - четыре.
7) Дело художника - рождать радость.
- Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые неиспользовались в диктанте.
5. Исследование языкового материала.
Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М. И. Цветаевой (Приложение 3), посвященном А. Блоку (Приложение 4).
Имя твое - птица в руке,Имя твое - льдинка на языке,
Одно - единственное движение губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Роль тире - создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове "Блок" до революции 1917 года было 5 букв "Блокъ".
6. Проверочная работа.
Из карточек выписать № предложений, где надо ставить тире.
Карточка №1
Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы А)
Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра. Старость не радость. Пятью пять двадцать пять. Чтение вот лучшее учение. Южная ночь таинственна и прекрасна. Хороший вкус это прежде всего чувство меры. Жизнь нескончаемый экзамен. Озеро словно зеркало. Биться в одиночку жизни не перевернуть. Я честный человек.Карточка №2
Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы В и С)
Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений. Самые счастливые люди невежды, а слава удача. Моя солдатская шинель как печать отвержения. Но объяснение не оправдание. Федор знал, что Артём свой парень. Природа не храм, а мастерская. Море чудесное, синее, нежное. Твои речи будто острый нож. Все неудачники лгуны. Преодоление препятствия вот наша задача.IV. Итог урока.
- Что нового для себя вы узнали на уроке? Выставление оценок.
VI. На дом: параграф 11 (всем)
Группа А - работа по таблице. Начертить таблицу. На каждый случай постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым подобрать по 2 - 3 примера. Группа В - упр. 77 (письменно), 79 (устно). Группа С - составить рассказ на тему "Чтение - вот лучшее учение", употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.1. Запишите текст под диктовку.
Каких только деревьев не было возле реки! В некоторых местах даже в полдень всё-таки было пасмурно от старых ив. Они опускали в реку могучие ветви, и серебряные ивовые листья, как будто узкие рыбки, дрожали в воде. А когда выходишь из-под чёрных ив, тут же зажмуриваешь глаза, потому что с полян льётся яркий свет. Молодые осинки толпятся прямо около берега, и все осиновые листья блестят на солнце.
(По Паустовскому)
2 Найдите в тексте все частицы и заключите их в ромбы.
Выпишите из двух последних предложений текста все словосочетания с предложным управлением.
Составьте схему предпоследнего предложения текста. Укажите союзы.
Во втором предложении второго абзаца подчеркните все члены предложения.
Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок.
Из последнего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из них.
2. Частицы - не, даже, всё-таки, же
3. Выходишь из-под ив; толпятся около берега; блестят на солнце
4. Составьте схему предпоследнего предложения текста. Укажите союзы. (когда ==), [ == ], (потому что == --) союзы в схемах
5. Во втором предложении второго абзаца подчеркните все члены предложения. - второй абзац не выделен
6. Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок. (союз КОГДА)
7. Из последнего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из них.
ОКОЛО, И, НА
1. Около - предлог,
толпятся около берега (существ. В род. Падеже)
2. Морфологические признаки: производный, выражает пространственные отношения, неизменяемое слово
3. не является членом предложения
1. И - союз
соединяет простые предложения [ ], и [ ]
2. Морфологические признаки: сочинительный, соединительный, неизменяемое слово
3. Не является членом предложения
1. НА - предлог
блестят на солнце ( употреблен с сущ. В предлож. Падеже)
2. Морфологические признаки: непроизводный, выражает пространственные отношения, неизменяемое слово
3. Не является членом предложения
а) { }, и { }.
б)(Который), { }.
в)(Когда),{ }.
ПЛИИИЗ....
б) ОШИБКА: придаточное определительное всегда стоит только после главной части, но не в начале предложения
Дорогу загородил большой дуб, который лежал на земле. { }, (который...).
в)Когда ребята приблизились к морю, они услышали его глухой шум.
a) На улице шел снег, и за окном светило солнце.
б)Неверная схема, нужно { }, (Который). Так как придаточное определительное не может стоять перед главным.
Пошел снег, который ярко искрился на солнце.
в)Когда я увидел его, я очень удивился.