Схема предложения: Стержень кисти и даже зелёные ножки ягод: всё оставалось на ветке.
Схема простого предложения с выделением главных членов):

 

[----- и ---- : ---- =].

 

 

Еще одна схема (когда однородные члены, соединенные союзом И, находятся перед обобщающим словом:

 

[ кружок (внутри подчеркнуто подлежащим) И   кружок (внурти подчеркнуто подлежащим:  значок, обознаяающий обобщающее слово]

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Составьте сами или подберите из художественным произведений 5-6 предложений с тире между подлежащим и cказуемым (из капитанской дочки)

Цель:

ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; формировать умение конструировать предложения по схемам; формировать умение согласовывать главные члены; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к русскому языку.

(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта).

Группа "А" - базовый уровень, группа "В" и "С" - продвинутый уровень.

Ход урока

I. Орг. Момент. Тема, цель урока.

II. Объяснение нового материала.

1. На доске до урока написано:

А. С. Пушкин является величайшим писателем.

- Определите основу предложения.

- Охарактеризуйте сказуемое.

- Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть.

- Мы так говорим? (нет).

- Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите:

А. С. Пушкин - величайший писатель.

- Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)?

- Вспомните правило, сформулируйте его.

2. Творческий диктант (Приложение 1, Приложение 2).

Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

- Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И. П., опуская при этом глагол)

1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

3. Работа с учебником. Параграф 11 (стр. 46)

1) чтение параграфа;

2) дополнение учителя:

III. Закрепление.

1. Составление таблицы по параграфу 11.

Группа С - составление таблицы, запись схем правил, самостоятельный подбор примеров. Группа В - подбор примеров из упр. 74, 75. Группа А - "прочитать" таблицу с примерами. Тире ставится Тире не ставится            

2. Графическое объяснение пунктуации.

(Предложения записаны на обратной стороне доски до урока)

- Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.

l) Beнера - самая яркая звезда ночного неба.

2) 3емля велика и прекрасна.

3) Ее глаза как яркие звезды.

4) Жить - Родине служить.

5) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (Пушкин).

3. Составление алгоритма рассуждения:

1) найти основу;

2) определить часть речи каждого члена предложения;

3) поставить вопрос к сказуемому;

4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.

4. Объяснительный диктант.

1) Наши души - зеркала, отражающие нас.

2) В бою побывать - цену жизни узнать.

3) Воздух как роза.

4) Этот день словно праздник.

5) Север - это, болото без дна и края.

6) Дважды два - четыре.

7) Дело художника - рождать радость.

- Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые неиспользовались в диктанте.

5. Исследование языкового материала.

Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М. И. Цветаевой (Приложение 3), посвященном А. Блоку (Приложение 4).

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно - единственное движение губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Роль тире - создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове "Блок" до революции 1917 года было 5 букв "Блокъ".

6. Проверочная работа.

Из карточек выписать № предложений, где надо ставить тире.

Карточка №1

Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы А)

Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра. Старость не радость. Пятью пять двадцать пять. Чтение вот лучшее учение. Южная ночь таинственна и прекрасна. Хороший вкус это прежде всего чувство меры. Жизнь нескончаемый экзамен. Озеро словно зеркало. Биться в одиночку жизни не перевернуть. Я честный человек.

Карточка №2

Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы В и С)

Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений. Самые счастливые люди невежды, а слава удача. Моя солдатская шинель как печать отвержения. Но объяснение не оправдание. Федор знал, что Артём свой парень. Природа не храм, а мастерская. Море чудесное, синее, нежное. Твои речи будто острый нож. Все неудачники лгуны. Преодоление препятствия вот наша задача.

IV. Итог урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке? Выставление оценок.

VI. На дом: параграф 11 (всем)

Группа А - работа по таблице. Начертить таблицу. На каждый случай постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым подобрать по 2 - 3 примера. Группа В - упр. 77 (письменно), 79 (устно). Группа С - составить рассказ на тему "Чтение - вот лучшее учение", употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.

ПОМОГИТЕ ЗАВТРА ДИКТАНТ! ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ СНИЗУ
1. Запишите текст под диктовку.

Каких только деревьев не было возле реки! В некоторых местах даже в полдень всё-таки было пасмурно от старых ив. Они опускали в реку могучие ветви, и серебряные ивовые листья, как будто узкие рыбки, дрожали в воде. А когда выходишь из-под чёрных ив, тут же зажмуриваешь глаза, потому что с полян льётся яркий свет. Молодые осинки толпятся прямо около берега, и все осиновые листья блестят на солнце.

(По Паустовскому)

2 Найдите в тексте все частицы и заключите их в ромбы.

Выпишите из двух последних предложений текста все словосочетания с предложным управлением.





Составьте схему предпоследнего предложения текста. Укажите союзы.

Во втором предложении второго абзаца подчеркните все члены предложения.

Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок.

Из последнего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из них.

2. Частицы - не, даже, всё-таки, же
3. Выходишь из-под ив; толпятся около берега; блестят на солнце
4.  Составьте схему предпоследнего предложения текста. Укажите союзы. (когда ==), [ ==  ], (потому что == --) союзы в схемах
5. Во втором предложении второго абзаца подчеркните все члены предложения.   - второй абзац не выделен
6.  Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок. (союз КОГДА)
7. Из последнего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и проведите морфологический разбор каждого из них.
ОКОЛО, И, НА
1. Около - предлог,
толпятся около берега (существ. В род. Падеже)
2. Морфологические признаки: производный, выражает пространственные отношения, неизменяемое слово
3.  не является членом предложения
1. И - союз
соединяет простые предложения [  ], и [  ]
2. Морфологические признаки: сочинительный, соединительный, неизменяемое слово
3. Не является членом предложения
1. НА - предлог 
блестят на солнце ( употреблен с сущ. В предлож. Падеже)
2. Морфологические признаки: непроизводный, выражает  пространственные отношения, неизменяемое слово
3. Не является членом предложения

Укажите неверную схему сложного предложения запишите исправленную аргементируя свой ответ. составте по схемам предложения.
а) { }, и { }.

б)(Который), { }.
в)(Когда),{ }.



ПЛИИИЗ....

А) Улетают журавли, и облака заволакивают небо.

б) ОШИБКА: придаточное определительное всегда стоит только после главной части, но не  в начале предложения

Дорогу загородил большой дуб, который лежал на земле. { },  (который...).

в)Когда ребята приблизились к морю, они услышали его глухой шум. 

 

a) На улице шел снег, и за окном светило солнце.

б)Неверная схема, нужно { }, (Который). Так как придаточное определительное не может стоять перед главным.

Пошел снег, который ярко искрился на солнце. 

в)Когда я увидел его, я очень удивился.