Чтобы обогатить свой язык, сделать его более образным и насыщенным, иначе говоря, уметь находить нужные слова-синонимы, нужно больше читать, и литература должна быть, по возможности, разнохарактерной. Вот почему в школе так настоятельно рекомендуют читать стихи и классику – именно они развивают речь, которая «годится» на все случаи жизни. А та, другая, понятная в компании Эллочки-людоедки (тоже, кстати, синоним для обозначения косноязычности), привьется самостоятельно
Катя купила цветы, чтобы порадовать маму. Я торопился домой, так как там меня ждал подарок.
1)Я -сущ. Подлежащие люблю читать глагол, сказуемое, книги дополнение, они -местоим, подлежащие, развивают-глаг, сказуемое. Духовность -дополнение.
2)Катя-сущ, подлежащие, купила-глагол, сказуемое, цветы дополнение. Чтобы порадовать сказуемое, глагол, маму дополнение.
3)Я-подлежащие, торопился глагол, домой обстоятельство, ждал-глагол, подарок дополнение.
1)Я -сущ. Подлежащие люблю читать глагол, сказуемое, книги дополнение, они -местоим, подлежащие, развивают-глаг, сказуемое. Духовность -дополнение.
2)Катя-сущ, подлежащие, купила-глагол, сказуемое, цветы дополнение. Чтобы порадовать сказуемое, глагол, маму дополнение.
3)Я-подлежащие, торопился глагол, домой обстоятельство, ждал-глагол, подарок дополнение.
ПОМАГИТЕ
Часть А - базовый уровень.
Вариант 1.
I. Орфография. Пунктуация. Речь.
1. Вставьте пропущенные буквы.
(1слово-1 балл)
1. Ч…мпион, д…путат, пр…зидент
2. Изл…жение, р…стение, предпол…гать
3. Пр…плыть, пр…рвать, пр…бежать.
()
2. Запишите предложение, выпишите из него словосочетания.
(1словосочетание-2 балла)
В течение тысячелетий зарастали эти берега густой растительностью.
1.
2.
3.
4.
()
3. Поставьте необходимый знак препинания (запятая и тире) в предложениях.
Домик доктора был маленький но очень уютный и чисто убранный.
(1 балл)
Читать вечером книги мое любимое занятие.
(1 балл)
4. Определите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) предложения.
(1слово-1 балл)
а) Я брожу по набережной снова.
(1 балл)
б) За лето школу отремонтировали.
(1 балл)
в) И снова мне легко.
(1 балл)
г) Вечер (1балл). Взморье (1балл). Вздохи ветра (1 балл).
5. Запишите предложения под диктовку, правильно расставив знаки препинания.
а) Книги как известно издавна почитались на Руси.
(1 балл)
б) Осыпался с березы лист и как ковер устлал дорогу.
(1 балл)
в) Символ мудрости и красоты лотос удивительный цветок.
(2 балла)
г) Ты пойдешь в магазин сынок спросила мама.
(2 балла)
Часть Б - повышенный уровень.
II. Культура речи.
1. Расставьте ударение в словах.
(1слово-1балл)
Звонит, балуясь, шофёр, километр, понятный.
()
2. Отредактировать предложения.
1) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.
(1 балл)
2) Великий русский поэт А. С. Пушкин реально родился как бы в Москве.
(1 балл)
3)Я люблю читать стихи и даже немного сочиняя сам.
(1 балл)
№1. 1. Чемпион, депутат, президент
2. Изложение, растение, предполагать
3. Приплыть, прервать, прибежать.
№2.
В течение тысячелетий зарастали эти берега густой растительностью.
1. Берега (какие?) эти
2. Зарастали (чем?) растительностью
3. Растительностью (какой ?) густой
4. Зарастали (когда?) в течение тысячелетий
№3. Домик доктора был маленький, но очень уютный и чисто убранный.
Читать вечером книги - мое любимое занятие.
№4.
а) Я брожу по набережной снова.
я - подлежащее, брожу - сказуемое
б) За лето школу отремонтировали.
сказуемое - отремонтировали, подлежащего нет.
в) И снова мне легко.
легко - сказуемое, подлежащего нет.
г) Вечер (подлежащее). Взморье (подлежащее). Вздохи (подлежащее
).
№5.
а) Книги, как известно, издавна почитались на Руси.
б) Осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу.
в) Символ мудрости и красоты, лотос - удивительный цветок.
г) "Ты пойдешь в магазин, сынок?" - спросила мама.
ЧастьБ.
1. Расставьте ударение в словах.
ЗвонИт, балУясь, шофЁр, киломЕтр, понЯтный.
2. Отредактировать предложения.
1) Пугачев сказал Гриневу, что тот крепко перед ним виноват.
2) Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.
3)Я люблю читать стихи и даже немного сочиняю сам.
1) Мне нравятся букеты из разных цветов роз, гвоздик, гладиолусов. 2) Я люблю читать о диких животных львах, тиграх, пантерах. 3) Сестре нравятся полевые цветы ромашки, незабудки, васильки.
Расставьте двоеточие и подчеркните члены предложение
1)Я люблю произведения Пушкина, Толстого, Чехова. 2) Маме нравятся стихи Лермонтова, Блока, Есенина. 3) В Астане, Алматы, Караганды 1 сентября начинается новый школьный год. 4) Бабушка купила на рынке картофель, лук, морковь, свёклу. 5) В старших классах изучают физику, химию, биологию. ) В горах растут сосны, ели, кедры. 7) На этом канале часто показывают фильмы о китах, дельфинах, моржах и тюленях
1) Мне нравятся букеты из разных цветов: роз, гвоздик, гладиолусов. 2) Я люблю читать о диких животных: львах, тиграх, пантерах. 3) Сестре нравятся полевые цветы: ромашки, незабудки, васильки.
Подчёркивать надо:
1)Я(кто? ____) люблю(что делаю?======) произведения: Пушкина, Толстого, Чехова. 2) Маме(кому? ______ нравятся(что делают?======) стихи: Лермонтова, Блока, Есенина. 3) В Астане, Алматы, Караганды: 1 сентября начинается(что делает? =====) новый школьный год(что?____). 4) Бабушка(кто?____) купила(что сделала?====) на рынке: картофель, лук, морковь, свёклу. 5) В старших классах изучают(что делают?====): физику, химию, биологию. ) В горах растут(что делают?====) сосны, ели, кедры(что?____). 7) На этом канале часто показывают(что делают?===) фильмы о: китах, дельфинах, моржах и тюленях
1) мне нравятся букеты из разных цветов: роз и тд
2) я(подлежащее выраженное местоимением) люблю(сказуемое выраженое глаголом) читать о диктх животных: львах и тд
3) сестре нравятся(глагол) полевые цветы(сущ): ромашки и тд
1) я(сущ)
люблю (гл) произведения: пушкина и тд
2) маме нравятся(гл) стихи(сущ): лермонтова и тд
4) бабушка(сущ) купила(гл) на рынке: картофель и тд
5) в старших классах изучают: физику и тд
6) в горах растут(гл): сосны(сущ) ели(сущ) кедры(сущ) это однородные подлежащие
7) на этом канале часто показывают фильмы: о китах и тд