Прочитайте отрывки из "Песни про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Лермонтова. Выпишите устаревшие слова и укажите, какие это слова-архаизмы или историзмы. К архаимам подберите современные синонимы.
ОООООООЧНЬ НАДО!

На всем протяжении творческого пути М. Ю. Лермонтов обращался к жанру романтической поэмы. Одной из таких Поэм является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведения, в котором бы выразилась русская жизнь в знаменательный период московской истории — царствование Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтическому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти. Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду», «на широку грудь»; к просторечным оборотам: «мово верного слугу»; к традиционным обращениям: «Государь ты мой, красно солнышко». Оли­цетворение является основным приемом автора («умывается снегами рассыпчатыми», «заря алая подымается», «разметала кудри золотые»). Поэма изо­билует постоянными эпитетами («добрый молодец», «удалой боец», «солнце красное»), постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка»). Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:

Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору...;

анафоры:

Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...

В название поэмы заложена тема произведения. Отсюда и герои «Песни... » — личности могучие, яркие и самобытные, каждый из которых — носитель романтической страсти.
Кирибеевич — «удалой боец», «буйный молодец» близок к героям былинного эпоса и народных песен. Но с этой же народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником», укравшим семейное счастье купца Калашникова. В бесчувственного эгоиста его превратила обстановка вседозволенности, царская любовь и защита, а к тому же опричнина была далека от Бога и христианских заповедей.
Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце», «статном молодце» Калашникове. Белинский сказал о нем, что это «... Одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут». Ведь вышел он «не шутки шутить», а насмерть биться. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужественен, честен, справедлив. В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем. О том, что эта победа имеет народное значение, говорит завершающая картина «безымянной могилки», вызывающая сочувствие в народе.
Первым оценил «Песню... » В. Г. Белинский, написав: «Песня... » представляет собою факт о кровном родстве духа поэта с народным духом и свидетельствует об одном из богатейших элементов его поэзии, намекающем на великость его таланта», «поэма Лермонтова — создание мужественное, зрелое и столь же художественное, сколько и народное».

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Сколько фразеологизмов в тексте? С ног до головы Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! Да, ведѐт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки! Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещѐ не знаю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идѐт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голов

1. Когда-то я был с ним на короткой ноге

2. с левой ноги встал что ли?

3. Я со всех ног домой! Еле ноги унес

4. Зато теперь к нему ни ногой.

5. Ноги моей больше у него не будет!

6. ведѐт он себя из рук вон плохо

7. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам

8. руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки

9. горячая голова

10. сошлись на свою голову,

11. отвечаем за его поведение головой

12. что голову вешать не стоит

13. Ручаюсь головой

14. сумеем намылить ему голов

 

 

 

Сделать полный синтаксический разбор предложения Как ни твердо он был убежден в истинных открытиях ему его благодетелем как ни радостно было ему то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования которой он предался с таким жаром после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича о которой он получил известие почти в то же время вся прелесть прежней жизни вдруг пропала для него.
Как ни твёрдо он был убеждён в истинных открытиях ему его благодетелем, как ни радостно было ему то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие, почти в то же время вся прелесть прежней жизни вдруг пропала для него.

( Как - = ), ( как = ), ( которой - = -.-.- и -.-.- ),( о которой - = ), квадратные скобки - = квадратные скобки.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, осложнено однородными и последовательными придаточными.

Проведите синтаксический разбор 1предложения:
Солнце спокойное, будто луна,
С утра без всякой короны
Смотрит сквозь облако, как из окна,
На рощу, на луг зелёный.

От берега к берегу ходит река,
Я слышу её журчание.
В ней-те же солнце, луга, облака,
То же мироздание.

Определите разряд каждого местоимения 2 четверостишья и проведите их морфологиеческий разбор
 

Солнце(сущ., подчёркивается 1 чертой) спокойное(прил., подч. волнистой чертой), будто(предлог) луна(сущ., подч. 1 чертой)(имей ввиду!: является  сравнительным оборотом), с(предлог) утра(сущ., подч. пунктиром) без(предлог) короны(сущ., подч.  пунктиром) смотрит(глагол, подч. 2-мя линиями) сквозь (наречие, подч. пунктиром с точкой) облако(сущ., подч. пунктиром), как(предлог) из(предлог) окна(сущ., подч. пунктиром)(имей ввиду!: является сравнительным оборотом), на(предлог) рощу(сущ., подч. пунктиром), на(предлог) луг(сущ., подч. пунктиром) зелёные(прил., подч. волнистой чертой).

Морфолог. разборы:

 Я-мест.

1. Постоянные признаки: разряд-личное; лицо- 1-е

Непостоянные: падеж-И. п.; число- ед. ч.

2.(Кто?) Я - явл. подлежащим

  Её-мест.

1. Пост.: притяжательное

Непост: Р. п; ед. ч.; ж. р.

2.(Кого?) Её- дополнение

В ней-мест.

1. Пост.: указательное

 Непост.: П. п.; ед. ч.; ж. р.

2. В (ком?) ней- дополнение

Те-мест.

1. Пост.-притяжательное

Непост.-Р. п.; мн. ч.

2.(Какие?) те- определение