Задание 1. Прочитай текст.
В 1844 году Царскосельский лицей был переименован в Александровский и переведен в Петербург.
Воспитанники Александрийского лицея считали себя продолжателями лучших традиций заложенных в стенах
Царского лицея и свято чтили память Пушкина. В память о великом поэте 19 октября 1879 года здесь было
положено начало пушкинской библиотеке переросшей затем в обширный пушкинский музей. Он стал первым
музеем поэта в России. Его создали люди объединенные чувством большой любви к поэту бывшие лицеисты
преподаватели коллекционеры пушкинской поэзии.
Со всех концов России стали поступать сюда материалы связанные с именем Пушкина: книги автографы
поэта его личные вещи. В 1911 году музею была подарена картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене»
написанная художником к столетию лицея.
Выпишите тот заголовок, который наиболее точно отражает мысль автора, выраженную в тексте:
А) Царскосельский лицей.
Б) Первый пушкинский музей.
В) Пушкинская библиотека.
Задание 2. Какому типу речи соответствует данный текст?
Задание 3. Разбери по членам последнее предложение первого абзаца (подчеркни).
Задание 4. Обозначь части речи в первом предложении.
Задание 5. Найдите в тексте причастный оборот, выпиши его вместе с определяемым словом.
Графически покажи условия постановки запятой (Для правильного ответа достаточно 2 примеров).
Задание 6. В тексте встречаются три разных слова с одинаковым корнем. Найди их, выпиши в
начальной форме.
Задание 7. Найди в тексте действительное причастие и разбери его по составу, назови
формообразующий суффикс.
Задание 8. Найди в тексте и выпиши часть речи, которая обозначает признак действия или признак
признака (достаточно 2 слов). Назови эту часть речи.
Задание 9. Подбери синоним к слову «коллекционеры», запиши его.
Задание 10. Подбери к глаголу «создали» видовую пару. Запиши оба слова в начальной форме
1-Б
2-повествование
3- не вижу абзацев
4 - предлог, поряд. Числит., сущ., относит. Прилаг., сущ., глагол, крат. Страдат. Причастие, предлог, относит. Прилаг., сочинит. Союз, крат. Страдат. Причастие, предлог, сущ.
5 - ТРАДИЦИЙ, заложенных в стенах лицея; БИБЛИОТЕКЕ, переросшей затем в музей
6 - лицей, лицеист, лицейский
7 - переросШей
8 - СВЯТО (чтили), СЮДА (стали поступать) - наречия
9 - собиратели
10 - создавать-создать
Задание: Морфологический разбор слов (по одному слову) по след. частям речи: Имя сущ. ; Глагол; Деепричастие; Причастие; Прилагательное; Наречие; Числительное; Предлог; Союз.
Например:
Треугольник -сущ.
I. (Что? ) треугольник Н. ф. треугольник
II. Пост. нариц. неодуш. м. р. 2-го скл. ; непост. в И. п. в ед. ч. ;
III. Что? треугольник.
I Мигая (что делая? ) -деепричастие. II Н. ф. Мигая; несов. вид; неизм. ф. III Смотрит (как? ) не мигая (подчеркнуть тире, точка)
I В -предлог. Сегодня в небе II Прост. непроизв. неизм.
I Тоже-союз. II Сочин. соедин. прост.
I Первый -числительное (какой по счёту? ) II Н. ф. Первый; прост. порядк; в Им. п. ед. ч. м. р
I Вперёд -наречие (куда? ) II Н. ф. вперёд; признак действия, значение места. II неизмен. III Смотрит (куда? ) вперёд (тире, точка)
I Смотрит -глагол (что делает? ) II Н. ф. Смотреть; несов. в. переходн. II спр. изъявит. накл. наст. вр. 2-е лицо. ед. ч. III Вожак (что делает? ) смотрит (сказуемое)
1. Вожак - сущ.
(кто7) вожак н. ф. вожак
2. пост. нариц. одуш. м. р. 2 скл. непост. в И. п. в ед. ч.
3. кто? вожак. подлежащее.
смотрит - глаг.
1. что делает? смотрит. н. ф. смотреть
2. Постю - несов. в. перех. невозвр. 2 спр. непост. в изъяв. н. наст. в. ед. ч. 3. л.
3. вожак смотрит (сказуемое)
не мигая - деепричастие - особая форма глагола
2. мигать - н. ф. невозвр. неперех. несов. в; неизм. форма
3. смотрит(как? ) не мигая. обстоятельство
проплывающую - причастие как особая форма глагола
1. проплывающий - н. ф.
пост. действ. наст. в. несов. в; непост -в в. п. ед. ч. жр.
землю (какую? ) проплывающую. определение
родную - прил.
1. н. ф. родной 2. Пост. качеств. в полн. ф. непост. в ед. ч. в. п. ж. р
землю какую? родную. определение
медленно - наречие
медленно - наречие, признак действия
2. Неизм. образ действия
3. плывет(как? ) медленно. обст. образа действия
первый - числит.
н. ф. первый
2. пост - простое, порядковое; непост - в. ед. ч. и. п
3треугольник(. какой? ) первый. определение
в - предлог
2. простой, непроизводн. неизм
3. поплыл В небе - простр. отношения
и - союз
простой
одиночный
сочинительный
неизм слово
СРОЧНО ДАЮ 30 БАЛОВ+ ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
задание 1)Списать, выполнить синтаксический разбор
По реке пробегала сверкая на солнце лёгкая зыбь.
Задание 2)Спишите. Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объясните знаки препинания; по вопросам определите вид деепричастия.
1)Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
2)Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
3)Товарищи заметили его беспокойство и ушли.
4)Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
задание 3)Найдите предложения, в которых есть деепричастие
1. Мама сидела, откинувшись в кресле.
2. Я открыл окно и залюбовался видом.
3. Брат склонил голову и писал что-то.
4. Разложив игры, дети сели в кружок.
5. Уставшая, она не хотела идти дальше.
задание 4)
Найдите предложения с деепричастным оборотом.
. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.
2. Из дома вышел человек и направился к машине.
3. Выйдя из дома, человек направился к машине.
4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.
5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
задание 5)
Выполните синтаксический разбор
Стремясь выполнить задание к сроку строители работали без устали.
Строители стремившиеся выполнить задание к сроку работали без устали.
задание 6)
Подчеркните деепричастия, деепричастные обороты. Начертите схемы.
1)Вот темный лист свалился чуть шурша…
2)Часы шипя двенадцать раз пробили…
3)Роняя снег проходят тучи.
4)По ночам холодный ветер дул с гор присыпанных снегом.
5)В небе раскинув розовые крылья парила одинокая чайка.
6)Он вылез из машины и хлопнув дверью направился к дому.
7)Они шли по тропинке извивающейся между кустами орешника.
Задание 1. По реке(обстоятельство - подчеркивается пунктир-точка) пробегала(сказуемое - подчеркивается двумя линиями) сверкая(деепричастие - подчеркивается пунктир-точка) на солнце(обстоятельство - подчеркивается пунктир-точка) легкая(определение - подчеркивается волнистой линией) зыбь(подлежащее - подчеркивается одной линией).
Далее: повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое, осложнено второстепенными членами предложениями и составляй схему простого предложения
Задание 2.
1) Герасим шел не торопясь(несовершенный вид), не отпуская(несовершенный вид) Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождая(несовершенный вид) их, украшая(несовершенный вид) бахромой пены, сталкивая(несовершенный вид) друг с другом.
3) Товарищи, заметив(совершенный вид) его его беспокойство, ушли.
4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая(несовершенный вид) их на ветер.
Задание 3. Предложения 1 и 4(деепричастия: откинувшись; разложив)
Задание 4. Предложения 1 и 3.
Задание 5. Стремясь выполнить задание к сроку(это деепричастный оборот - подчеркиваем ВЕСЬ ОБОРОТ пунктир-точка), строители(подлежащее) работали(сказуемое) без устали(наречие - подчеркивается пунктир-точка).
Далее: повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено обособленными членами предложения, так же составляй схему простого предложения.
Строители(подлежащее), стремившиеся выполнить задание к сроку(это причастный оборот - подчеркивается пунктир-точка), работали(сказуемое) без устали(наречие - а здесь уже не уверена, либо пунктир-точка, либо волнистой линией).
Далее: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено обособленными членами предложения, схема.
Контрольная работа по теме «Наречие» (ответы)
Задание 1. Определите способ образования данных наречий:
вдали – (приставочно-суффиксальный);
медленно – (суффиксальный);
мягко – (суффиксальный);
быстро-быстро – (сложение слов);
тише – (суффиксальный);
когда-то – (суффиксальный).
Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе,
когда-либо
Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса
Вкось, замуж, вплавь
Наречия, образованные путем сложения
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна
Наречия, образованные с помощью суффиксов
Полушутя, полулежа
Наречия, образованные с помощью приставок
Задание 4. Запиши наречия грамотно:
Н…откуда взять, н…где не был, говорить н…вежестве…о, искать (по)всюду, вести себя (не)серьезно, поступить (не)справедливо, (н…)когда не лгал, мне совсем (н…)когда гулять, (от)ныне я буду стараться, (ото)всюду играла музыка, задано (на)завтра, писать (не)разборчиво, уйти (на)совсем, (н…)куда не спешить, (н…)куда спешить, жить (не)вдалеке, на душе далеко (не)спокойно, нестись (в)скач(…), ударить (на)отмаш(…), хотеть (за)муж(…), спорить горяч(…), смотреть осуждающ(…), ещ(…) лучш(…) учиться.
Задание 5. Определи часть речи:
Мой друг! Что может бытьмилей (прилагательное)
Бесценного родного края?
Там солнце кажетсясветлей (прилагательное),
Там радостней (прилагательное) весна златая,
Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,
Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),
Там сладостней (наречие) журчит поток,
Там соловей поет звучнее (наречие),
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.
Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
(С. Г. Скиталец)
Контрольная работа по теме «Наречие»
Задание 1. Определи способ образования данных наречий:
вдали –
медленно –
досуха –
доверчиво –
быстро-быстро –
тише –
когда-то –
Задание 2. Определи способ образования наречий. Соотнеси данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе,
когда-либо
Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса
Вкось, замуж, вплавь
Наречия, образованные путем сложения
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна
Наречия, образованные с помощью суффиксов
Полушутя, полулежа
Наречия, образованные с помощью приставок
Задание 4. Запиши наречия грамотно:
Н…откуда взять, н…где не был, говорить н…вежестве…о, искать (по)всюду, вести себя (не)серьезно, поступить (не)справедливо, (н…)когда не лгал, мне совсем(н…)когда гулять, (от)ныне я буду стараться, (ото)всюду играла музыка, задано (на)завтра, писать (не)разборчиво, уйти (на)совсем, (н…)куда не спешить, (н…)куда спешить, жить (не)вдалеке, на душе далеко (не)спокойно, нестись (в)скач(…), ударить (на)отмаш(…), хотеть (за)муж(…), спорить горяч(…), смотреть осуждающ(…), ещ(…) лучш(…) учиться.
Задание 5. Определи часть речи выделенных слов:
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило. (Н. Языков).
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.
Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
Плавно и нежно л_лись один за другим грудные г_рячие тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью звучали просто и скромно словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно как пламя само прорывалось и било из груди певца переполненной страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки. (С. Г. Скиталец)