Митраша (подлеж.) выучился (сказ.) у отца (допол.) делать (дополн.) деревянную (опред.) посуду: бочонки, шайки, лохани. (все слова -дополнен.)
Предлож. Повествоват, невоскл., простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями при обобщающем слове - посуда
1 ЗАДАНИЕ
Спишите, графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания.
а)Меня учила пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами.
б)Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу.
в)Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою
г)Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев.
д) Брат отца дядя Николай был лётчиком.
е) Глебов самый старый Лёвкин приятель всегда опаздывал.
ж) Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем.
2 ЗАДАНИЕ
Спишите. Укажите, в каких предложениях приложение с союзом как нужно обособить запятыми. Поставьте недостающие знаки препинания.
а) Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
б) Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
в) Л. Н. Толстой как гениальный писатель известен всему миру.
г) С. А. Есенин как последний поэт деревни хорошо знал крестьянскую жизнь.
д) Илюше тогда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому.
е) Он работал как простой каменщик.
3 ЗАДАНИЕ
Укажите, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение, а в каких тире стоит между подлежащим и сказуемым. Подчеркните грамматические основы и приложения.
а) Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
б) На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
в) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
г) Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
д) Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
Меня учила пугливая тётка Наталья- женщина с детским личиком и прозрачными глазами.
Он узнал жену Шевцова, Ефросинью Миронову, и вышел ей навстречу.
Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою.
Слева сидел автор этой надписи - Николай Козырев.
Брат отца, дядя Николай, был лётчиком.
Глебов, самый старый Лёвкин приятель, всегда опаздывал.
Мастер Григорий Иванович, плешивый бородатый человек в тёмных очках, спокойно связывал руки дяди полотенцем.
Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
Л. Н. Толстой, как гениальный писатель, известен всему миру.
С. А. Есенин, как последний поэт деревни, хорошо знал крестьянскую жизнь.
Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.
Он работал как простой каменщик.
Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.(подл+сказуемое)
На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.(подл+сказуемое)
Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно (приложение)
Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.(подл+сказуемое)
Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.(приложение)
1)Меж нами речь не так игриво льётся.
Речь - подл. Льётся - сказ.
2)Что ты теперь ты скажешь в свое оправдание?
Ты - подл. Скажешь-сказ.
3)В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки
увидел возле порога хаты голубей.
Разметов - подл. Пришёл пообедать и увидел - сказ. ( однор)
4)Солотча - извилистая неглубокая река. - Солотча - подл. Река - сказ, выраженное сущ.
5)Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: боченки, шайки, лохани. Митраша - подл. Выучился делать - сост. Сказуемое.
6)Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна. Сложное бессоюзное предложение. Грачи - подл. Улетели - сказ.
Лес - подл. Обнажился - сказ. Поля - сущ. Опустели - сказ. Не сжата - сказ.
7)Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря... Дубровский - подл. Молчал - сказ.
Он - подл. Поднял - сказ. Глаза - подл Засверкали - сказ. Он - подл. Топнул - сказ. Оттолкнул - сказ.
Подлежащие.
Сказуемое
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип сложного предложения, выделите союзы.
1. Мы сможем поехать на праздники домой, если вовремя сдадим все зачеты, если первый экзамен назначат не раньше 9 января и, если нам выдадут стипендию.
2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки, молоденькие библиотекарши прихорашиваются и стараются принарядиться.
3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и, чтобы люди считали его студентом, а не школьником.
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки», мои родители будут расстроены.
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах, так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня, так как экономические реформы его не интересуют, охоту он любит, а красотой природы восхищаться не способен.
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел.
8. Чтобы дочь общалась в приличном, с точки зрения отца, обществе и чтобы нашла себе достойного жениха, Фамусов устраивает дома балы.
9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей способности очаровать любую девушку.
10. «Мертвые души» – поэма, так как в ней присутствует лирический герой и, так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему.
11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони, и когда утром следующего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел, в его сознании совершается переворот.
12. Многие не понимают: зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование.
13. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.
14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением.
15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде.
16. Читая роман я смог почувствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы.
17. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злиться.
18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить.
19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами.
20. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам.
21. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел.
1. Мы (полеж.) сможем(сказуемое) поехать(сказуемое) на праздники домой, если вовремя сдадим(сказ.) все зачеты, если первый экзамен назначат(сказ.) не раньше 9 января и если нам выдадут(сказ.) стипендию. СПП с однородным подчинением придат.
2. Когда наступает(сказ.) время(подл.) экзаменов и студенты(подл.) заполняют(сказ.) библиотеки, молоденькие библиотекарши(подл.) прихорашиваются(сказ.) и стараются(сказ.) принарядиться(сказ.). СПП
3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом, а не школьником. СПП
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки», мои родители будут расстроены. СПП
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах, так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня, так как экономические реформы его не интересуют, охоту он нелюбит, а красотой природы восхищаться не способен. СПП
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны, то в конце романа его ждал бы счастливый удел. СПП
8. Чтобы дочь общалась в приличном, с точки зрения отца, обществе и чтобы нашла себе достойного жениха, Фамусов устраивает дома балы. СПП
9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей способности очаровать любую девушку. СПП
10. «Мертвые души» – поэма, так как в ней присутствует лирический герой и так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему. СПП
11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следующего дня обнаруживает, что старый дуб опять зазеленел, в его сознании совершается переворот. СПП
12. Многие не понимают, зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование. СПП
13. Он не предупредил нас, что уезжает отдыхать, и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке, и что вернется на работу только в новом году. СПП
14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением. СПП
15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено, что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде. СПП
16. Читая роман, я смог почувствовать, что жизнь не изменилась с тех времен, и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы. СПП
17. Ленский не понимает, что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина- лишь способ заставить Владимира злиться. СПП
18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе: о чем можно и о чем нельзя говорить. СПП
19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами. СПП
20. Обломов мечтает о том, как будет проводить время в деревне, как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам. СПП
21. Трудно сказать, стал ли бы Ленский настоящим поэтом или, как и предполагал Пушкин, его бы обыкновенный ждал удел. ССП
Делать по примеру 1-го предложения