Характеристика - Повеств. невоскл. распр. простое, двусост. осложнено однородными дополнениями.
Слова как части речи и члены предложения - Забота=подлежащее(подч. сплошной линией), выражено существ. в И. п. ; земля, леса, реки, воздух, флора, фауна=дополнения(подч. пунктирной линией) выражено сущ. ; чистый=определение(подч. волнистой линией)выражено прилагательным; наше=определение(подч. волн. линией) выражено местоимением; кровное=определение(подч. волн. линией) выражено прил. ; дело=сказуемое(подч. 2сплошными линиями)выражено сущ. в И. п. ; о-предлог, и-союз.
Схема: кв. скобка, маленькая 1, шесть круж. в них пункт. линии.
Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.
Я с инт__ресом рассматривал р__звалины крепости.
Красная р__кета – с__гнал к действию.
Компас с с__бой захв__тил пастуш__к.
Р__зведчики очень ост__рожны и опытны.
З__мля – наш общий дом.
Память о летн__м рассвете я в гор__д с с__бой ун__су.
Шлют птицы пр__щ__льный пр__вет р__дным м__стам.
Окружающий нас мир огромен и уд__вителен.
Задание 2.
Отметьте галочкой неверное утверждение.
Слова в предложении должны быть связаны грамматически.
Основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), а может состоять из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).
Дополнение, определение, обстоятельство, обращение – это второстепенные члены предложения.
Задание 3.
Подчеркните словосочетание: глагол + наречие.
а) на веселом карнавале;
б) возле дороги;
в) говорить громко;
г) прибежал мальчик;
д) шёл и думал;
е) учиться с желанием.
Задание 4.
Подчеркните словосочетание со значением предмета и его признака:
а) объяснить пример;
б) вырос гриб;
в) едем направо;
г) в синюю даль;
д) красный и синий;
е) мальчик умен.
Задание 5.
Отметьте галочкой побудительные предложения.
Пони бегает по кругу и в уме круги считает.
Разве я вожу детей хуже взрослых лошадей?
Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!
Я съедаю очень мало, меньше кошек и собак.
Я выносливее многих: и верблюда, и коня!
Подогните ваши ноги и садитесь на меня.
Задание 6.
Отметьте галочкой распространённые предложения.
Жили-были дед и баба.
Здравствуй, мой далекий незнакомый друг.
Посмотришь мультфильм и обрадуешься.
Кот услыхал, прибежал, спас петушка
Задание 7.
Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным.
Снегирь – пухленькая красногрудая птичка.
Зверь встал на задние лапки.
Дневной жар сменился вечерней прохладой.
Свежа распустившаяся роза!
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.
Я (подлежащее, выражено личным местоимением) с интересом рассматривал (сказуемое, выражено глаголом) развалины крепости.
Красная ракета (подлежащее, выражено сущ. В именительном падеже) – сигнал (сказуемое, выражено сущ. В именительном падеже) к действию.
Компас с собой захватил (сказуемое, выражено глаголом) пастушок (подлежащее, выражено сущ.).
Разведчики (подлежащее, выражено сущ.) очень осторожны (сказуемое, выражено кратким прилагательным) и опытны (сказуемое, выражено кратким прилагательным).
Земля (подлежащее, выражено сущ. В именительном падеже) – наш общий дом (сказуемое, выражено сущ. В именительном падеже).
Память о летнем рассвете я (подлежащее, выражено личным местоимением) в город с собой унесу (сказуемое, выражено глаголом).
Шлют (сказуемое, выражено глаголом) птицы (подлежащее, выражено сущ.) прощальный привет родным местам.
Окружающий нас мир (подлежащее, выражено сущ.) огромен (сказуемое, выражено кратким прилагательным) и удивителен (сказуемое, выражено кратким прилагательным).
Задание 2.
Отметьте галочкой неверное утверждение.
Дополнение, определение, обстоятельство, обращение – это второстепенные члены предложения.
Задание 3.
Подчеркните словосочетание: глагол + наречие.
в) говорить громко;
Задание 4.
Подчеркните словосочетание со значением предмета и его признака:
г) в синюю даль;
Задание 5.
Отметьте галочкой побудительные предложения.
Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!
Подогните ваши ноги и садитесь на меня.
Задание 6.
Отметьте галочкой распространённые предложения.
Посмотришь мультфильм и обрадуешься.
Кот услыхал, прибежал, спас петушка
Задание 7.
Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным.
Свежа распустившаяся роза!
обстоятельства-как где когда зачем и т. д.
определения- какой какая какие и т. д.
Обстоятельства обозначают время, место. Подчеркиваются вот так __. __(точка черточка). вопросы: где?, Во сколько? Когда?
Дополнение. это обычно добавление к перечисленному - сказанному. Подчеркиваются ___ ___ ___ ___. Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Р. П Кого? Чего?
Д. П. Кому? Чему?
В. П. Кого? Что?
Т. П. Кем? Чем?
П. П 0 ком? О чём?
Определение, обычно бывает выражено прилагательным. Обозначает признак предмета. Подчеркивается волнистой линией. Вопросы какой? какая? Какие?
спиши, подчеркни члены предложения. Какие части речи не являются членами предложения? Определи их роль в предложении.
сделай вывод: подлежащее может быть выражено...; сказуемое -...; дополнение -...; определение -...; обстоятельство -....
В ельнике захрустели сухие ветки. Крупный бурый медведь бродил возле елок, искал ягоды брусники и черники. Вот он подошел к красивой ели, осмотрел ее, заглянул под крону и сел под ветви. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит Топтыгин под елью берлогу и заснет в мягкой постели до весны.
Укажи предложения с однородными членами, сделай схемы
СРОЧНО! СРОЧНО! СРОЧНО! СРОЧНО! СРОЧНО! СРОЧНО! СРОЧНО!
Подлежащее может быть выражено существительным
сказуемое - прилагательным.
дополнение - существительным
определение -прилагательным
обстоятельство - наречием, существительным
В ельнике(обст) захрустели(сказ.) сухие(опред) ветки(подл.). Крупный (опред)бурый(опред) медведь(подл) бродил(сказуем.) возле (обстоят) елок(дополн), искал(сказ) ягоды(дополн) брусники(дополн) и черники(дополн.)( с однородн. Членами). Вот он(подл.) подошел(сказ) к красивой(опред) ели(дополн), осмотрел(сказ) ее(дополн), заглянул(сказуем) под крону(дополн) и сел(сказуем) под ветви(обст)( с однородными членами). Облюбовал(сказуем) косолапый(подлеж) местечко(дополн) для зимовки(дополн). Устроит(сказ) Топтыгин(подлеж) под елью (обстоят) берлогу(дополн) и заснет(сказуем) в мягкой(опред) постели(дополн) до весны (дополн)( с однородными членами)