Надо в тексте найти:
1. Сказуемые и определить их вид(простые, составные глагольные или составные именные) из абзаца 1
2. Выписать 2 словосочетание из 3 абзаца с согласованными определениями
3. Выписать словосочетание с несогласованным определением из всего текста
4. Выписать из текста приложение
5. Выписать из 4 абзаца одно словосочетание с дополнением
6. Подчеркнуть все обстоятельства из 3 и 4 абзаца
7. Выписать предложение со сравнительными оборотами
8. Начертить схемы предложений из 1 предложения 3 абзаца
9. Произвести синтаксический разбор в 5 предложении
1. Стало светлеть-составное глагольное сказуемое.
2. Последние звезды, в посветлевшем небе.
3. Небо на востоке
4. Самолеты-истребители, самолеты-сущ, истребители-приложение.
5. Проносились в воздухе
6. Весь, будто, прямо, вдруг. На счёт этих обстоятельств не уверена: послышавшийся сверху, в чаше.
7. Слышался частый, короткий треск, как скрип дергача на болоте.
8.[-=], и[-,~~,=]
Т. Е сначала идёт [существительное с глаголом (запятая)потом союз (и), затем существительное (с запятой), причастный оборот (запятая) глагол]
На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.
От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.
Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.
Дополнительные задания
1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:
Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)
2. Сделать синтаксический разбор предложения:
Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)
Волга - красавица. (2 вариант)
3. Синтаксический разбор третьего предложения
4. В четвёртом предложении найти по одному словосочетанию на все три типа связи
5. Из предложений первого абзаца выписать все сказуемые и определить их вид
1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:
Первого абзаца (1 вариант).
1) прудок - подлежащее
2) бьет (ПГС) ключ (подлежащее)
3) прудок (подлежащее) колыбель (СИС)
4) родится и отправляется (однородные ПГС) Волга (подлежащее)
Второго абзаца (2 вариант)
1) Волга (подлежащее) начинает поворачивать (СГС)
2) берега (подлежащее) покрыты (СИС)
3) холмы (подлежащее) чередуются (ПГС)
4) есть (ПГС) красота и очарование (однородные подлежащие)
2. Сделать синтаксический разбор предложения:
Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант) Жигули - подлежащее, выраженное существ., жемчужина - СИС, Волги - косвен. Дополнение, выраж. Существ.
Волга - красавица. (2 вариант) Волга - подлеж., выраж. Существ.
красавица - СИС
3. Синтаксический разбор третьего предложения
Этот прудок - колыбель великой русской реки.
этот- согласов. Определение, выраж. Местоим.; прудок - подлеж., выраж. Существ.; колыбель - СИС, великой русской - согласованные определения, выраж. Прилагательными, реки - косв. Допол., выраж. Существ. (можно колыбель великой русской реки - все словосочетание - СИС)
4. В четвёртом предложении найти по одному словосочетанию на все три типа связи: далёкий путь - согласование; отсюда отправляется - примыкание; отправляется в путь - управление
5. Из предложений первого абзаца выписать все сказуемые и определить их вид: бьёт (ПГС), колыбель (СИС); родится и отправляется (Однородные ПГС); красавица (СИС); проходит (ПГС); прославлены (СИС)
Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жестким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом.
Наступает длинный зимний вечер.
Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову.
Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов.
В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.
Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности скупы.
Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.
Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем тратить деньги.
Услыхав.. Что один из окрестных молодых помещиков ездил в Москву и заплатил там за дюжину рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за жилет к свадьбе, старик Обломов перекрестился и сказал с выражением ужаса, скороговоркой, что «этакого молодца надо посадить в острог».
Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капиталов — держать их в сундуке.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3.
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия.
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3. –повествование с элементами описания в 1-м.; 2 и 3-повествование
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.(баркан, дюжина, помещик, острог, молодец)
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу(гост/ин/ая).
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.(вечЕр)
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.(заложив, горит, ложиться)
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих(жесткий, почесывая).
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.(окрестных)
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия. (присядет, прислушиваясь)
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.(единственное упортребление)
тёплым и густым пухом спасающим от стужи. Многие растения образующие круглые цветнечки плотно жмутся друг к дружке. В их корнях обросших пушистой шубкой прячутся насекомые, устраивают гнезда лемминги и полёвки. Только у немногих северных растений цветущих весной созревают за лето семена. Большинство растений сохранившихся от доледниковых времен продолжают размножаться вегетативно.
Задание:
1)Выписать словосочетание со сострадательными причастиями
2)выпишите словосочетания с действительными причастиями
3)выпишите краткие причастия
4)Расставьте в тексте знаки препинания.
Сострадательных причастий не существует, есть только страдательные)
1. Словосочетание со страдательным причастием: Тундра, покрытая снегом.
2. Растения, оживающие под снегом. Растения, образующие цветнечки.
3. Стебли покрыты пухом.
4.
В тундре, покрытой десять месяцев снегом своеобразная (а не своеобразно, я думаю) растительность. Изумительны эти необыкновенные растения, оживающие под снегом. Их стебли и листья покрыты тёплым и густым пухом, спасающим от стужи. Многие растения, образующие круглые цветнечки, плотно жмутся друг к дружке. В их корнях, обросших пушистой шубкой, прячутся насекомые, устраивают гнезда лемминги и полёвки. Только у немногих северных растений, цветущих весной, созревают за лето семена. Большинство растений, сохранившихся от доледниковых времен, продолжают размножаться вегетативно.