Жили-были в славном городе Числограде мать и сын. Сыну было всего 8 лет. Он помогал маме и очень любил её. Папа у него работал летчиком и редко бывал дома. Однажды мама ушла в деревню к бабушке. А сынок остался один за домом следить. Вдруг грянул гром. Сверкнула молния. Во дворе появился старичок. Он одет был странно. Длинные полы свисали с его одежд. Старик пошёл прямиком к дому нашего героя. Сын поздоровался с ним и впустил в дом. (Сейчас продолжение будет)
распределите слова на три группы и запишите их: 1)с Ь знаком обозначение мягкости согласного. 2) с Ь в неопределённой форме глагола. 3) с разделительным Ь.
Затишье, тоньше, вьётся, косьба, соловьиный, деньги, сыновья, молотьба, ручьи, беречься, пью, сельдь, перья, меньше, зажечь, серьёзный, просьба, письменный, помощью, вскользь.
1)косьба, деньги, молотьба, сельдь, меньше, просьба, письменный, вскользь.
2)вьётся, беречься, зажечь.
3)затишье, соловьиный, сыновья, ручьи, пью, перья, серьезный.
1)тоньше, косьба, деньги, молотьба, сельдь, меньше, просьба., письменный, вскользь
2) беречься, зажечь
3) затишье, вьется, соловьиные, сыновья, ручьи, пью, перья, серьезный, помощью
Отлет гусей
С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.
И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.
С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, /выдерживая строй/-дееприч. Оборот. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих-причастие на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих-причастие сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, /замедлив размеренный лёт/-дееприч. Оборот, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.
И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая-причастие старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, /часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта./-дееприч. Обороты /Отдохнув немного/-дееприч. Оборот, она пыталась догнать стаю, /тяжело взмахивая крыльями/-дееприч. Оборот.
1. Что такое архаизмы? Найдите их среди данных слов и выпишите.
Вече, чело, рыбарь, помещик, алтын, кафтан, длань, десница.
2. Определите слово по его лексическому значению.
а) Цвет фиалки и сирени.
б) Место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные животные.
в) Устройство для дыхания человека под водой.
3. Что такое профессиональные слова? Выпишите профессионализмы столяра. Акварель, наждак, гуашь, спиннинг, стамеска, тубус, мотыль, втулка.
4. Что такое диалектные слова? Найдите диалектизмы в отрывке из стихотворения С. Есенина и выпишите их.
Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.
5. Замените иноязычное слово в каждом предложении русским.
а) Во время интервала между уроками в класс вошёл директор.
б) Хозяин решил презентовать гостю старые часы.
в) При проверке были выявлены дефекты в изделиях.
6. Соотнесите фразеологизмы и их источники.
1) ахилесова пята; а) Библия,
2)мартышкин труд; б) художественные произведения;
3)фома неверующий; в) пословицы и поговорки,
4) собаку съесть. Г) мифы разных народов.
7. Подберите к данным фразеологизмам фразеолошзмы-сининимы.
Бить баклуши -... Хоть пруд пруди -..., за тридевять земель -.
8. Перепишите предложения, подчеркните как члены предложения фразеологизмы.
а)Родители поставили на нош сына, и теперь он ж: ивёт самостоятельно.
б)Ученик прочитал книгу от корки до корки.
в)Над деревней давно уже носятся белые мухи, лениво падая на истоптанную землю, одевают её прозрачной, тонкой плёнкой сухого снега.
1) Вече - совет
чело - лоб
рыбарь — рыбак
длань - ладонь
десница - правая рука
2)
а) фиолетовый
б) террариум
в) акваланг
3) столяр: наждак, стамеска, втулка
4) Дроченами, дежке, печурками, паз.
5)
а)Во время перемены между уроками в класс вошёл директор.
б) Хозяин решил подарить гостю старые часы.
в) При проверке были выявлены изъяны в изделиях.
6)
а) ахиллесова пята - мифы разных народов
б) фома неверующий - библия
в) мартышкин труд - художественные произведения;
г) собаку съесть - пословицы и поговорки
7) бить баклуши - болтать без дела, бездельничать, сидеть сложа руки.
хоть пруд пруди - видимо-невидимо, полным-полно, непочатый край.
за тридевять земель - на край света, бог знает куда, на почтительное расстояние.
8)
а) Родители поставили на ноги сына, и теперь он живёт самостоятельно.
б) Ученик прочитал книгу от начала и до конца.
в) Над деревней давно уже носятся снежинки, лениво падая на истоптанную землю, одевают её прозрачной, тонкой пленкой сухого снега.