Рубцов "Утро"<br /> Вопросы<br /> 1)какие чувства выразил поэт в этом стихотворении? Дайте краткий ответ.<br /> 2)какие выразительные языковые средства помогают автору передать свои чувства в стихотворении? Выпишите примеры.<br /> 3)выпишите из стихотворения все слова с чередованием гласных а/о в корне<br /> 4)выпишите из стихотворения 6 слов с проверяемой безударной гласной в корне. <br /><span><br /> Когда заря, светясь по сосняку,<br /><br /> Горит, горит, и лес уже не дремлет,<br /><br /> И тени сосен падают в реку,<br /><br /> И свет бежит на улицы деревни,<br /><br /> Когда, смеясь, на дворике глухом<br /><br /> Встречают солнце взрослые и дети,—<br /><br /> Воспрянув духом, выбегу на холм<br /><br /> И все увижу в самом лучшем свете.<br /><br /> Деревья, избы, лошадь на мосту,<br /><br /> Цветущий луг — везде о них тоскую.<br /><br /> И, разлюбив вот эту красоту,<br /><br /> Я не создам, наверное, другую...</span>

Любовь к природе, тоску о родной природе выразил поэт,   обратившись к метафорам, олицетворению  (языковые средства:  заря горит, лес не дремлет, тени падают, свет бжит, дворик глухой ), 
чередование в корнях:  заря,  горит  (корни зар/зор, гар/гор).  Остальные гласные в корнях проверяемые и к правилу чередования не относятся.  Например, сосняку-сосны,  бежит-пробежка.  Есть словарные слова (непроверяемые гласные):  деревня
Проверяемые безударные гласные в корне: светясь-свет, смеясь-смех, встречают- встреча, выбегу- бег,  цветущий- цвет,  создам-  создан

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!
Выпишите деепричастие и деепричастный оборот в стихотворение"Некрасивая девочка"

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Забывши про неё, наблюдая, рыдая,

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, /не торопясь к обеду/,
Гоняют по двору, /забывши про неё/,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? 

Диктант с языковым анализом текста и грамматическим заданием. Сон обломова.
Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жестким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом.
Наступает длинный зимний вечер.
Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову.
Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов.
В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.
Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности скупы.
Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.
Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем тратить деньги.
Услыхав.. Что один из окрестных молодых помещиков ездил в Москву и заплатил там за дюжину рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за жилет к свадьбе, старик Обломов перекрестился и сказал с выражением ужаса, скороговоркой, что «этакого молодца надо посадить в острог».
Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капиталов — держать их в сундуке.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3.
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия.
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3. –повествование с элементами описания в 1-м.; 2 и 3-повествование
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.(баркан, дюжина, помещик, острог, молодец)
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу(гост/ин/ая).
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.(вечЕр) 
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.(заложив, горит, ложиться)
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих(жесткий, почесывая).
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.(окрестных)
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия. (присядет, прислушиваясь)
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.(единственное упортребление)

I. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Долго стою на опушке рядом с елью. Трогаю её бл…стящие ветки к…торые сл…гка влажны от ночного тумана. См…трю как просыпает…ся небо. Солнце л…ниво2 ощупыва…т м…кушки берёз светит…ся в суч…ях листве(н, нн)иц что высоко стоят над лесом. Паутина с…ребрит…ся узорным п…тном. (Не)желая разрушать волшебное тв…рение2 обхожу его стороной но всё(таки) тончайшие2 паутинки садятся на лицо пр…липают к одежде. 4 Надо мне выбрат…ся к вырубке возле опушк… берёзовой рощ… Там ловлю я птиц смотрю как живёт лес пишу свои заметки. На (светло)голубом сентябр…ском небе берёзы оч…ровывают светлой и солнечной окраской вершин которые как(будто) уходят (в)глубь этого бе(з, с)донного неба. Даже (из)далека2 видно как сухо тепло в берёзовой роще словно г…рит она сп…койным ж…лтым плам…нем и жаль что скоро под студё(н, нн)ыми ветрами сникнут и потухнут к…стры берёз угасн…т игра тёплых тонов. Сбросив1 листву и обн…жив свои ветви берёзы раств…ряются в лесу будто говоря Вот, мы всё отдали.
II. Озаглавьте текст.
III. Определите стиль и тип текста.
IV. Выпишите из текста примеры Эпитетов ______________________________ Олицетворений______________________ Метафор ___________________________
V. Выпишите из текста слова-антонимы_____________________________
VI. Укажите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными, графически обозначьте их. Составьте схемы.
VII. Укажите в тексте примеры обособленных обстоятельств.
VIII. Выполните все виды разборов, указанных в тексте.
IX. Подберите к словосочетаниям ночной туман, макушки берёз синонимичные, укажите виды связи.
Долго стою на опушке рядом с елью. Трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажные от ночного тумана. Смотрю, как просыпается небо.
Солнце лениво ощупывает макушки берёз, светится в сучьях лиственниц, что высоко стоят над лесом. Паутина серебрится узорным пятном.
Не желая разрушать волшебное творение, обхожу его стороной, но всё-таки тончайшие паутинки садятся на лицо, прилипают к одежде. Надо мне выбраться к  вырубке возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц, смотрю, как живёт лес, пишу свои заметки.
На светло-голубом сентябрьском небе берёзы очаровывают светлой и солнечной окраской вершин, которые как -будто уходят вглубь этого бездонного неба.
Даже издалека видно, как сухо, тепло в берёзовой роще, словно горит она спокойным жёлтым пламенем, и жаль, что скоро под студёными ветрами сникнут и потухнут костры берёз, угаснет игра тёплых тонов. Сбросив листву и обнажив свои ветви, берёзы растворяются в лесу, будто говорят: "Вот, мы всё отдали. " Загловок"Очарование осени"  VI. Укажите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными, графически обозначьте их. Трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажны от ночного тумана. На светло-голубом сентябрьском небе берёзы очаровывают светлой и солнечной окраской вершин, которые как-будто уходят вглубь этого бездонного неба.   VII. Укажите в тексте примеры обособленных обстоятельств. Сбросив листву и обнажив свои ветви, берёзы растворяются в лесу, будто говоря: "Вот, мы всё отдали".