Наша ветхая лочужка и печальна и темна Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты мой друг, утомлена? ЗАДАНИЕ: поставить ударение, подчеркнуть гласные в слабой позиции выделить корень, выписать слова с безударным гласным, проверить

[Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;]
[То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.]
1) буря - подлежащее,  кроет - сказуемое
2) она - подлежащее, завоет, заплачет, зашумит, застучит - сказуемые

[Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.]
[Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?]
[Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?]
1) лачужка - подлежащее, печальна, темна  - сказуемые
2) ты- подлежащее, приумолкла - сказуемое
3) ты - подлежащее, томлена, дремлешь - сказуемые

[Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя]; [где же кружка?]
[Сердцу будет веселей].
[Спой мне песню], (как синица
Тихо за морем жила);
[Спой мне песню], (как девица
За водой поутру шла).
1) подлежащего нет, выпьем, выпьем - повторяющиеся сказуемые
2) кружка - подлежащее, где - сказуемое
3) подлежащего нет, сказуемое - будет веселей
4) подлежащего нет, сказуемое - спой,
5) синица - подлежащее, жила - сказуемое
6) подлежащего нет, спой - сказууемое
7) девица - подлежащее, шла - сказуемое

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
По русскому языку 8 класс. Напишите правильные ответы.

Контрольная работа по теме << Подлежащее>>

Теоретическая часть

1. В чем чаще всего подлежащее выражается?
2. В качестве чего подлежащее может употребляться?
3. Кроме отдельных слов подлежащее может выражаться?
4. Выпишите из текста подлежащие, указать, чем выражены.

Никто не ложился спать в ночь на 9 Мая. Все ждали, что передадут какое-то важное сообщение. Люди не выключали радио. Одни толпились на улице, другие стояли у окон. Вдруг голос диктора сообщил, что Великая Отечественная Война окончена. Кто-то позвонил в парадный подъезд, и коля скатился по лестнице, спеша открыть. В дверях стоял его вожатый.

1.  Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже.
2. В роли подлежащего может выступать любая часть речи, употребленная в значении существительного.
3. Как цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово) Напр., восемь человек, многие из детей, отец с сыном, начало июля, что-то знакомое и т. Д.
4.  Никто (мест.) Все (мест.) Люди (сущ.) Одни (числит.) другие (мест.)  голос диктора (сущ.+согласуемое сущ.) Великая Отечественная Война (сущ.+ терминологическое сочетание) Кто-то (мест.) Коля (имя собственнное) вожатый (сущ.).

Найдите в предложениях грамматические основы. Определите, какой частью речи выражено подлежащее. Сделайте вывод о возможных способах выражение подлежащего.
1) Сытый голодного не разумеет. 2)Семеро одного не ждут. 3)Понимать- значить сочувствовать. 4) Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. 5) Большое окно было распахнуто. 6) Большое видится на расстоянии. 7) Провожающие шли за вагоном. 8) Все задумались о чём-то и молчали. 9) Наше завтра будет прекрасно. 10) Их заглушало глухое и грозное << ура>>. 11) Шестеро ребят отправились на рыбалку. 12) Несколько казаков обступили Савельича. 13) Комендантша с дочерью удалились.

1. Подлежащее - сытый, сказуемое - не разумеет. (сытый-прилагательное) 2. П-семеро, с- не ждут ( семеро - числител) 3. П- Понимать, С- значить сочувствовать. ( понимать-глагол) 4. П - человек десять, С-обедали ( человек 10- сущ+числ) 5. П- окно, С- было распахнуто ( окно-существ) 6. П-большое, с-видится (большое - прилаг) 7. П- Провожающие, с- шли (провожающие - существ) 8. П- все, с-задумались и молчали (все-местоим) 9. П-наше завтра с-будет прекрасно (наше завтра - мест+сущ). 10 п-ура, с- заглушало( ура - междометие) 11. П-шестеро ребят, с-отправились (шестеро ребят- числ+сущ) 12. П-несколько казаков, с-обступили ( несколько казаков- прил+сущ) 13. П-комендантша с дочерью, с-удалились. (комендантша с дочерью - сущ) Подлежащее может быть выражено всеми частями речи.

SOS, SOS
ПОМАГИТЕ

Часть А - базовый уровень.

Вариант 1.

I. Орфография. Пунктуация. Речь.

1. Вставьте пропущенные буквы.

(1слово-1 балл)

1. Ч…мпион, д…путат, пр…зидент

2. Изл…жение, р…стение, предпол…гать

3. Пр…плыть, пр…рвать, пр…бежать.

()

2. Запишите предложение, выпишите из него словосочетания.

(1словосочетание-2 балла)

В течение тысячелетий зарастали эти берега густой растительностью.

1.

2.

3.

4.

()

3. Поставьте необходимый знак препинания (запятая и тире) в предложениях.

Домик доктора был маленький но очень уютный и чисто убранный.

(1 балл)

Читать вечером книги мое любимое занятие.

(1 балл)

4. Определите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) предложения.

(1слово-1 балл)

а) Я брожу по набережной снова.

(1 балл)

б) За лето школу отремонтировали.

(1 балл)

в) И снова мне легко.

(1 балл)

г) Вечер (1балл). Взморье (1балл). Вздохи ветра (1 балл).

5. Запишите предложения под диктовку, правильно расставив знаки препинания.

а) Книги как известно издавна почитались на Руси.

(1 балл)

б) Осыпался с березы лист и как ковер устлал дорогу.

(1 балл)

в) Символ мудрости и красоты лотос удивительный цветок.

(2 балла)

г) Ты пойдешь в магазин сынок спросила мама.

(2 балла)

Часть Б - повышенный уровень.

II. Культура речи.

1. Расставьте ударение в словах.

(1слово-1балл)

Звонит, балуясь, шофёр, километр, понятный.

()

2. Отредактировать предложения.

1) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

(1 балл)

2) Великий русский поэт А. С. Пушкин реально родился как бы в Москве.

(1 балл)

3)Я люблю читать стихи и даже немного сочиняя сам.

(1 балл)

№1. 1. Чемпион, депутат, президент

2. Изложение, растение, предполагать

3. Приплыть, прервать, прибежать.

№2. 
В течение тысячелетий зарастали эти берега густой растительностью.

1. Берега (какие?) эти

2. Зарастали (чем?) растительностью

3. Растительностью (какой ?) густой

4. Зарастали (когда?) в течение тысячелетий

№3.  Домик доктора был маленький, но очень уютный и чисто убранный.

Читать вечером книги  - мое любимое занятие. 

№4. 
а) Я брожу по набережной снова.

я - подлежащее, брожу - сказуемое

б) За лето школу отремонтировали.

сказуемое - отремонтировали, подлежащего нет.

в) И снова мне легко.

легко - сказуемое, подлежащего нет.

г) Вечер (подлежащее). Взморье (подлежащее). Вздохи  (подлежащее
).
№5.
а) Книги, как известно, издавна почитались на Руси.

б) Осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу.

в) Символ мудрости и красоты, лотос  - удивительный цветок.

г) "Ты пойдешь в магазин, сынок?" -  спросила мама.

ЧастьБ.
1. Расставьте ударение в словах.

ЗвонИт, балУясь, шофЁр, киломЕтр, понЯтный.

2. Отредактировать предложения.

1) Пугачев сказал Гриневу, что тот крепко перед ним виноват.

2) Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.

3)Я люблю читать стихи и даже немного сочиняю сам.