. 1. Ночью на реку упал плотный туман, не развеявшийся до самого восхода солнца.
2. С высокого холма от старой полуразрушенной церкви открылась удивительная картина.
3. Над спящей рекой и сбегающей к ней улицей клубилось серое вспененное море.
4. Блестящие крыши крайних изб усеяны серебряными каплями воды.
5. Рядом, дымясь, показались печные трубы, словно корабли, выстроившиеся в походном порядке.
6. Полузатопленным маяком торчала вершина старого развесистого тополя.
7. Первые лучи восходящего солнца, еще не выплывшего на небосвод, коснулись макушки тополя.
8. С восходом солнца все это застывшее море начинает оживать, двигаясь и клубясь.
9. Люди, пораженные этой картиной, благодарили прекрасную русскую природу за нечаянную радость, подаренную им
в1. Определите стильтекста, тип речи.
в2. Определите главную мысль текста.
в3. Напишите, чем выражено сказемое в предложение (4)
в4. Из предложения (7)выпишете действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.
в5. Разберите слово ПОКАЗАЛИСЬ по составу
в6. Обозначьте в предложение(1) причастный оборот, подчеркните его как член предложения.
в7. Выпишете из предложения (5) деепричастие и разбирите его по составу.
в8. В предложение (7) найдите слово с чередующейся безударной гласной, выпишете его.
в9. В предложение (4) найдите прелогательное с суффиксом -ян-выпишите его
в10. Какие выразительные средства выразительности используются в тексте? Выпишите не мение трёх примеров
Стиль-художественный, тип-описание.
Мысль-показать красоту русской природы.
Усеяны-сказуемое.
Выплывшее. Вид-несовершенный.
Показались-по приставка, каза-корень, ли-суффикс, сь- постфикс.
не развеявшийся до самого восхода солнца - причастный оборот, возьми в скобки в виде палочек и подчеркни волнистой линией.
Дымясь-дым-корень, я-суффикс, сь-постфикс.
Коснулись
Усеяны
Море начинает оживать-олицетворение
Эпитеты- блестящие крыши, с высокого холма.
В данных предложениях, подчеркни грамматические основы и расставьте знаки препинания. Укажи, простое предложение или сложное.
1) Солнышко село и стало холодно.
2) Жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
3) Я бросил подолгу и видел много примет осени.
4) Они весело болтали и меня пытались вовлечь в разговор.
2 задание.
Поставь недостающие знаки препинания.
1) По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
2) Наташа сидя на диване, смотрела на брата.
3) С востока надвигались тучи и дул сильный ветер.
4) Здесь как гласит предание был густой лес.
3 задание.
Сделай синтаксический разбор предложения:
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4 задание.
Исправь предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1) Мать знакома с обоими моими подругами.
2) Она ложит продукты в холодильник.
3) У нас нет время.
В данных предложениях, подчеркни грамматические основы и расставьте знаки препинания. Укажи, простое предложение или сложное.
1) Солнышко( п) село(ск), и (ск) стало холодно. Сложное
2) Жизнь не зря (ск)зовут борьбой, и рано нам (ск)отбой. Сложное
3) Я(п) бродил(ск) подолгу и видел(ск) много примет осени. Простое
4) Они(п) весело болтали(ск) и меня пытались вовлечь(ск) в разговор. Простое
Поставь недостающие знаки препинания.
1) По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины.
2) Наташа, сидя на диване, смотрела на брата.
3) С востока надвигались тучи и дул сильный ветер.
4) Здесь, как гласит предание, был густой лес.
3 задание.
Сделай синтаксический разбор предложения:
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
Предложение повест., невосклиц, сложное, СБП,
Свет подлежащее(сущ), не виден ск.(нареч?) мне дополнение,(местоим), солнца дополнение(сущ)2 часть безличное, сказуемое нет, простору дополнение(сущ), для корней дополнение( сущ.), моих определение (мест)
Исправь предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1) Мать знакома с обеими моими подругами.
2) Она кладет продукты в холодильник.
3) У нас нет времени.
Петька и Вовка устало плелись по пустынному берегу моря. Он был усеян галькой, отшлифован волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная запахом травы длинная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли ворох сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
Грамматическое задание.
1. Графически обозначить причастные обороты в ПЕРВОМ абзаце.
2. Выписать из текста 2 действительных причастия и 2 страдательных. Разобрать их по составу.
3. Из первого абзаца выписать 2 кратких причастия, 2 прилагательных.
4 **(Небо) покрытое³.
5.*** Выписать предложение, в котором нет причастного оборота, разобрать по членам предложения.
Причастия можно определить, так: читающий, тот, который читает или прочитанный, тот, который прочитали. А в обороте, кроме причастия есть зависимые слова. Если ПО убрать из предложения, то смысл не изменится. Обозначается оно вертикальными линиями с обеих сторон и подчёркивается волнистой линией, как определение.
1. Усеян, отшлифован волнами, краткое страдательное причастие; едва колыщущегося; не зашедшего ещё за горизонт; набегавшим на берег.
2. Действитаельное:
тянувшаяся- аяся-окончание, тянувш-основа, вш-суффикс, у-суффикс, тян-корень.
Страдательное:
покрытое- ое-окончание, покрыт-основа, по-приставка, крыт-корень.
3. Усеян, отшлифован-причастия; пустынному, лёгкими-прилагательное.
4. Не поняла
5. Петька и Вовка устало плелись по пустынному берегу моря. Петька, Вовка- подлежащие, устало-обстоятельство, плелись-сказуемое, по берегу, моря- дополнения, пустынному-определение.
1.
От едва колышущегося(прич. Оборот) моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной.
Лучи не зашедшего ещё за горизонт(прич. Оборот.) солнца скользили по лёгким волнам, набегавшим на берег(прич. Оборот).
2.
набегавшим, тянувшаяся - действительные.
пропитанная, собранного - страдательные.
3.
отшлифован, усеян - краткие прич.
по лёгким, по пустынному - прилагательные.
4. Не понятно задание.
5. Петька и Вовка(однородные подлеж.)устало(обстоят.) плелись(сказ.) по пустынному(опред) берегу(обстоят.) моря(дополн.).
(1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».
(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.
(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».
(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.
(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.
(23)Так вот – я люблю…
(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.
(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.
(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.
(По Ю. О. Домбровскому)*
* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.
2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у автора не получилась статья о художнике Хлудове?»
1) Автор разделял мнение искусствоведов, которые считали, что в работах художника Хлудова «нет ни стиля, ни цвета, ни настроения». 2) Автор не был искусствоведом, и задание написать статью передали настоящему специалисту. 3) Автору удалось собрать в архиве только фотографии и этнографические документы, а этих материалов было мало для написания статьи. 4) Автор пытался анализировать и обобщать собранные материалы и не смог проникнуть в эмоциональную сущность творчества художника.Ответ: ___________________________.
3В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком. 2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. 3) Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. 4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.Ответ: ___________________________.
4Из предложений 9–14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ: ___________________________.
5Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».
Ответ: ___________________________.
6Замените книжное слово «ликует» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7Замените словосочетание «музейные архивы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: ___________________________.
9Среди предложений 8–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Я не хочу осуждать этого искусствоведа,(1) он,(2) вероятно,(3) в чём-то прав, но прав и я,(4) когда говорю,(5) что он ничегошеньки не понял в Хлудове. И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне,(6) конечно,(7) только потому,(8) что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать,(9) а о Хлудове надо разговаривать.
Ответ: ___________________________.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой
Ответ: ___________________________
12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я ухватился за это предложение,(1) перерыл все музейные архивы,(2) собрал целую папку фотографий,(3) а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. Ничего не получилось. Не нашлось ни слов,(4) ни образов. В редакции меня отругали,(5) а статью через год написал другой,(6) уже настоящий искусствовед.
Ответ: ___________________________.
13Среди предложений 14–22 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
14Среди предложений 24–28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.