Работа с текстом.
Мы разглядели на дорожке светлячка. Конец его брюшка светился холодным огоньком. В теплые летние дни вдоль дорожки появлялось много светлячков. Вечерами дорожка украшалась зелеными фонариками-огоньками.
Задания:
1. Озаглавьте текст
2. Какова тема текста?
3. Найдите среди предложений 1-2 слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного. Выпишите это слово
4. Из предложения 3 выпишите слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука

Мы разглядели на дорожке светлячка. Конец его брюшка светился холодным огоньком. В теплые летние дни вдоль дорожки появлялось много светлячков. Вечерами дорожка украшалась зелеными фонариками-огоньками.
Задания:
1. Озаглавьте текст.  Светлячки
2. Какова тема текста? Рассказ о необычном явлении природы.
3. Найдите среди предложений 1-2 слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного. Выпишите это слово. Дорожка.
4. Из предложения 3 выпишите слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука. ТеплыЕ, летниЕ, поЯвлялись.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
1. Укажите неверное утверждение
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
































1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей. 
 Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;

Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.


Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину  - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4


1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие запятые.

1. (В)продолжени.. Сентября шли н.. На день н.. Прекращаясь (по)осеннему затяжные дожди. 2. Плотные м…ловые облака ни…ко нависали над землей. 3. Сколько н.. Всматривайся, н.. Увид…шь на небе н.. Малейшего просвета. 4. Все вокруг было как(то) уныло и (не)взрачно поля убра…ы, трава скоше…а, деревья, еще (не)давно расцвече…ые бордовыми багряными оранжевыми красками сбросили свою листву. 5. (Н..)кем (н..) убранные листья устлали аллеи и тропинки покрыли мокрые от дождя краше…ые скамейки. 6. Сад опустел лишь вороны важно расхаживали по дорожкам каркая и изредка взмахивая крыльями. 7. Ветер наполне…ый сыростью пронизывал (на)сквозь.
8. Неожида…о из-за горизонта появляется туча и (в)течени.. (не)скольких минут закрывает (пол)неба. 9. Быстро сгущается темнота. 10. Внезапно небо оз…ряется зигзагообразной молнией а затем раздается громовой раскат. 11. На землю падают первые капли и тут(же) обрушивается равномерным шумом падающий ливень. 12. Потоки воды хлещут по листьям сгибают тоненькие деревца пр…гибают к земле цветы. 13. Гром катящийся откуда(то) издалека (н..) прекращается ни на минуту. 14. В окно врывается насыщенный сыростью ветер. 15. Вздрагивающие трепещущие молнии (по)прежнему сверкают, будто стараясь заглянуть в комнату.
16. В эти безрадостные (не)погожие дни в доме было особенно уютно. 17. Жарко натопле…ая печь прогревала стены окна занавеше…ые ( ярко)желтыми шторами, и недавно беле…ый потолок. 18. Слева от печи лежали березовые поленья, и от них исходил сладковатый, слегка дурман…щий запах.
19. Стол был накрыт к чаю. 20. Посередине возвышался золоче…ый самовар, гране…ые стаканы в серебря…ых подстаканниках стояли на белоснежных салфетках, небольшая, но изящная стеклянная вазочка (на)подобие цветка была до краев наполне…а яблочным вареньем. 21. Все было готово к приему гостей. 1. Выпишите полные причастия выделите суффикс
2. Выпишите краткое причастие
3. Выпишите из текста слово исключение (из любого правила и укажите правило)

1. В продолжении.. Сентября шли, ни на день не прекращаясь, по осеннему затяжные дожди. 2. Плотные меловые облака низко нависали над землей. 3. Сколько не всматривайся, не увидишь на небе ни малейшего просвета. 4. Все вокруг было как- то уныло и невзрачно,
поля убраны, трава скошена, деревья, еще недавно расцвеченые бордовыми багряными оранжевыми красками сбросили свою листву. 5. Никем не убранные листья устлали аллеи и тропинки, покрыли мокрые от дождя краше…ные скамейки. 6. Сад опустел, лишь вороны важно расхаживали по дорожкам каркая и изредка взмахивая крыльями. 7. Ветер, наполне…ный сыростью, пронизывал насквозь.
8. Неожиданно из-за горизонта появляется туча и (в )течении (нескольких  минут закрывает (полнеба. 9. Быстро сгущается темнота. 10. Внезапно небо озаряется зигзагообразной молнией а затем раздается громовой раскат. 11. На землю падают первые капли и тут( же) обрушивается равномерным шумом падающий ливень. 12. Потоки воды хлещут по листьям, сгибают тоненькие деревца, прогибают к земле цветы. 13. Гром, катящийся откуд-то) издалека, (не прекращается ни на минуту. 14. В окно врывается насыщенный сыростью ветер. 15. Вздрагивающие трепещущие молнии попрежнему сверкают, будто стараясь заглянуть в комнату.                        
16. В эти безрадостные (непогожие дни в доме было особенно уютно. 17. Жарко натопленная печь прогревала стены, окна, занавешенные ( ярко желтыми шторами, и недавно беленый потолок. 18. Слева от печи лежали березовые поленья, и от них исходил сладковатый, слегка дурманЯщий запах.
19. Стол был накрыт к чаю. 20. Посередине возвышался золоченный самовар, гране…нные стаканы в серебря…нных подстаканниках стояли на белоснежных салфетках, небольшая, но изящная стеклянная вазочка, наподобие цветка, была до краев наполне. Н. А яблочным вареньем. 21. Все было готово к приему гостей. 1. Выпишите полные причастия выделите суффикс
2. Выпишите краткое причастие
3. Выпишите из текста слово исключение (из любого правила и укажите правило)                            

Выпишите сначала словосочетания, обозначающие тему каждого абзаца, а затем те, которые характеризуют особенности дождя.

Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лучи от этого дождя всегда тёплые.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят:"Царевна плачет". Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя и радости, как не сказочной красавице царевне!

Словосочетания обозначающие тему каждого абзаца: 
1. Не знаю.
2. Лучи тёплые, лучи от дождя.
3. сверкающие капли,  сияющими слезами.
Словосочетания,  которые характеризуют особенности дождя:
Спорый дождь, льётся отвесно, льётся сильно,  приближается  с шумом,  мелкий грибной дождь,  сонно сыплется,  О слепом дожде,  идущем при солнце,  похожи на крупные слёзы.