Определите глаголы, от которых образованы причастия в словосочетаниях. Запишите словообразовательные пары. Выделите суффиксы причастий и укажите глагольные признаки причастий.
Стареющий дуб, поседевшие волосы, летящий шар, растаявший снег, редеющий лес, лаявшая собака, прочитанная книга, размытый берег, запоминающийся урок, плывущие облака, пожелтевшие страницы.
Стареющий- тот который стареет( суф. Причастия ЮЩ)
Поседевшие - те которые поседели(суф. ВШ)
Летящий - тот который летит (суф. ЯЩ)
Растаявший - тот который растаял (суф. ЯВ)
Редеющий - тот который редеет (суф. ЮЩ)
Лаявшая - та которая лаяла (суф. ВШ)
Прочитанная - та которая была прочитана (суф. НН)
Размытый - тот который размыт ( суф. ЫТ)
Запоминающийся - тот который запоминается ( суф. ЮЩ)
Плывущие -те которые плывут (суф. УЩ)
Пожелтевшие -те которые пожелтели (ВШ)
ну в общем как-то так... Я сама неделю назад эту тему изучала...
1) замирать- замирев- замирая( суф- ать, -в, -я,)
чувствовать - почувствовав- чувствуя ( -ать, -в, -я)
безмолвствовать - безмолвствовавший- безмолствуя ( -ать, -вши, -я)
наслаждаться - наслаждаясь- насладившись (-ать, -я, -вши)
расстилаться - расстилая- расстилавшийся. (-ать, -я, -вши)
Он сидел, замирев от страха, старался не двигаться.
Корабыль штормило, волны безмолствуя, подбрасывали его из стороны в сторону
Мы всегда радуемся, чувствуя приблежение весны, потому что хочеться тепла.
Она прекрасно играла на скрипке, наслаждаясь музыкой, он представлял как им будет хорошо вдвоём.
Уже наступил полдень, а расстилавшийся туман и не думал рассееваться.
2) Построить- построив , услышать- услышав, завивая, растаять- растаяв.
3) Упр 8 . 1) Вернувшись в гостиницу, он лег спать. 2) Своим делом он занимался, спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь.(нет оборота) 4) Петя шел, засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. (нет оборота) 6) Сережа молчал, прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов, нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. (нет оборота) 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем, не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне, скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час, не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора, повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой. (В. Песков) 2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные. (Д. Лихачев)3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну. (Р. Казакова) 4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал. (Б. Пастернак)6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. (И. Павлов) 7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова. (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2)Ивы растут у воды, наклонясь к ней. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
___________________________________________________________________
О докладе сделанном учёным; книгу читаемую мальчиком; в экспедиции исследовавшей местность; ягоды собираемые детьми; застреленного охотниками волка; механиком отремонтировавшим трктор; задача решённая учеником; детей рисующих пейзаж; построенные отцом дома; борющегося с волнами пловца; колеблющегося от ветра тростника; тающего на солнце снега; река озарённая луной; внезапно налетевший шторм; побелевшие от тумана травы.
ВАМ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОДЧЕРКНУТЬ ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ ПО ОБРАЗЦУ
1)В каких случаях надо писать суффикс ющ и почему?
а) бор. щийся за первенство б) клокоч. щий океан в) кле. аяся бумага г) стро. ийся стадион
2)В каких случаях следует писать одну букву н и почему?
а) собран. ый урожай б)деревья подреза. ы в) некоше. ый луг г)заплете. ая
коса
3) В каком сочетании не пишется слино и почему?
а) ещё (не) обжитый край б) (не) погасивший костёр в) ничем (не) нарушаемая тишина г) трава (не) скошена
1. а) борЮщийся за неравенство б) клокочУщий океан в) клеящаяся бумага г) строющийся стадион
2. а) собранный урожай б) деревья подрезанны в) некошеный луг г) заплетённая коса
3. а) ещё не обжитый край б) не погасивший костёр в) не нарушаемая тишина г) трава не скошена