-Эх... Здравствуйте, Василий Николаевич! Вот, принёс вам домашнее задание по русскому языку.
- И что же это Витя так поздно, неужто времени было мало?
- Да нет, Василий Николаевич. Это всё словарь да и виноват. Представляете, два дня искал в библиотеках орто... Орфо... Орфографический!
- Да. Словарь - это хрошо. Всегда пригодится.
- Верно. Я раньше решительно не понимал, зачем нужны эти словари, знаете, бессмыслица. А теперь понял.
- Да что же это, Витя! В отличники податься решил?
- Да что уж там... Но словарь - всё равно хорошо. И написание проверить можно, и значение узнать, синонимы, антонимы всякие.
- Ну хорошо-хорошо, готовься к уроку, Витя, а за задание - пять.
2)Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетавшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
3) Мне пришла в голову мысль о том, чтобы собрать словарь слов о природе, в котором были бы написаны "лесные" "полевые" "луговые" слова о временах года о реках и озёрах растениях и животных. Такой словарь давл бы представление как о природе так и обогаствах нашего языка.
1. Исправьте ошибки в тексте если они есть и расставьте знаки препинания.
2. Определите тип речи текстов.
1) Чтобы пройти к озеру, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой, цветочной пылью.(Повествование)
2)Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетавшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам, в зарослях, вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.(Повествование)
3) Мне пришла в голову мысль о том, чтобы собрать словарь слов о природе, в котором были бы написаны: "лесные", "полевые", "луговые" слова, о временах года, о реках и озёрах, растениях и животных. Такой словарь давал бы представление как о природе, так и о богаствах нашего языка(Рассуждение)
1) Сла_ка яго_ка, да на вку_ горька.
2) И тридцать витязей прекрас_ных чредой из во_ выходят яс_ных, и с ними дя_ька их морской.
• Укажите предложение соответствующее схеме: [сказуемое подлежащее , да определение сказуемое ].
Обозначьте части речи в этом предложении.
И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, и с ними дядька их морской
Сла д кая яго д ка, да на вку с горька.
И тридцать витязей прекрасных чредой из во д выходят ясных, и с ними дя д ька их морской
Схеме предложения не соответствуют
2) )Ветер стал сильнее: приближалась ночь. ( Второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так как, потому что)
3)Я вдруг почувствовал: за мной кто-то наблюдает. ( 2-ое дополняет одно из слов 1-ого предл. )
4)Он хорошо сдал экзамены: пять стояла за математику, на четверку оценили знания языка и литературы. ( перечислит. отношения,2-ое поясняет 1-ое, между частями можно вставить союз а именно)
5)Решение в данной ситуации могло быть только одно: свидетеля надо убрать. ( перечислит. отношения,2-ое поясняет 1-ое, между частями можно вставить союз а именно)
6)Приближалась гроза - над городом нависла зловещая туча. ( 2-е предл. выражает вывод, следствие из того, о чём говорится в 1-ом, можно вставить союз так что или наречие поэтому)
7)Корабль вышел в открытое море, капитан стоял на палубе, ничто не предвещало беды. ( перечисление фактов)
.8)Лето быстро кончилось - мы вернулись домой. ( 2-е предл. выражает вывод, следствие из того, о чём говорится в 1-ом, можно вставить союз так что или наречие поэтому)
9)Он любил книги: они уносили его в мир грез и фантазии. ( Второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями можно вставить союз так как, потому что)
10)Словарь Даля-величайший памятник русской лексикографии: в нем собраны статьи нескольких эпох. ( тоже указывает на причину )