1. В комнате было тихо, в доме тоже не начиналось ещё движение дня. 2. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огни Выселок. 3. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. 4. Было ещё жарко, от туч сумрачно. 5. По ночам, особенно в грозу, в доме было страшно. 6. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди берёз зелёных, в тихой и безвестной стороне! (И. Бунин) 7. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо. (Б. Пастернак)
Состояние ПРИРОДЫ, окр. Среды: ПРЕДЛОЖЕНИЯ #1 (грам. Основа -> 1часть предложения: было тихо (сост. Именное сказ. -> было(гл.-связка) тихо(именная часть, выр. Наречием). 2 часть предложения не начиналось ( сказуемое, выр. Гл.+частица не) движение (подлежащее, выр. Сущ.); #3 грам. Основа => становится холодно (сост. Им. Сказ. -> становится (гл-связка) холодно (им. Часть, выр. Наречием), становится росисто(по пред. Примеру); #4 было жарко, было сумрачно(СИС)( по примеру); #5 было сумрачно(СИС) ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ #2 1 часть предложения: возвращаюсь(сказ., выр. Гл.) я(подл., выр. Мест.), 2 часть: становится тепло, становится отрадно(СИС) #6 хорошо и беззаботно (слова категории состояния) (сказуемые, выр. Нар.) #7 Я(подл., выр. Мест.) выразить не пробую (СГС; не пробую-всп. Гл, выразить-гл-инф.) 2 часть: светло и тихо(слова катег. Сост.) (сказ., выр. Нар.)
Высоко поднялся и белеет
Полумесяц в бледных небесах.
Сумрак ночи прячется в лесах.
Из долин зеленых утром веет.
Веет юной радостью с полей.
Льется, как серебряное пенье,
Звон костела, славя воскресенье...
Разгорайся, новый день, светлей!
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь — день радости и счастья!
Вопросы для анализа:
1. Все ли виды односоставных предложений встретились в записано тексте? Каких нет?
2. Определите, чем выражены главные члены предложения.
3. Сделайте синтаксический разбор предложения: Льется, как серебряное пенье, звон костела, славя воскресенье...
4. Найдите и графически обозначьте орфограммы.
5. Найдите по одному словосочетанию с различными видами связи.
Из всех стихотворений И. А. Бунина мне больше всего понравилось стихотворение “Рассвет”, которое было написано в 1900 году.
В этом стихотворении нет ничего надуманного, казалось бы, каждая строфа создавалась в воздушном стиле, строки проникнуты весенним радостным настроением. Не только одна природа начинает пробуждаться, но и жизнь меняется к новому. Зарождение надежд происходит в первой строфе, а во второй поэт смело призывает разгораться новый день.
Обращаясь к солнцу, Бунин заставляет нас поверить в то, что “вся наша жизнь - день радости и счастья! ”. Автор подчеркивает выражения “вся жизнь”, “по всей земле”, пытаясь доказать, что в соединении с природой мир безграничен. Закрывая глаза на все, поэт слепо верит, что человек рождается для счастья. Годы, недели, слагающий дни, каждый миг несет нам лучшее, он ценен и неповторим. Один из главных образов в стихотворении – небо. На нем зарождается жизнь, и оно словно зеркало отражает все происходящее на земле. Небо – это в своем роде душа человечества, его ожидания и надежды, хранитель всего самого сокровенного.
Стихотворение “Рассвет” написано пятистопным хореем На протяжении всего стиха явно улавливается мотив побуждения и активности. Цвет стихотворения очень насыщенный, яркий, даже пестрый в некотором смысле. Поэт использует большое количество эпитетов: “долин зеленых”, “бледных небесах”, “серебряное пенье” и т. Д. Благодаря им стихотворение становится чувственным, легким, более эмоциональным.
Еще один художественный прием, который использует автор - олицетворение. День и солнце. Поэт придал своеобразную окраску этим неживым понятиям. Они живые в его сознании. На них возлагается сделать мир радостным и светлым, поэтому на фоне ясного неба они также являются основными образами стихотворения.
Стихотворение И. А. Бунина “Рассвет” настолько естественное и простое, что не возникает никаких сомнений, в том, что написано. Нашему вниманию представлена соприкасающаяся со сказкой особая реальность. Никто не может остаться безразличным к творчеству И. А. Бунина. То, о чем он пишет, учит нас не существовать, а жить, не предугадывать, а чувствовать, не ненавидеть, а любить, не относиться к окружающему миру с безразличием.
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4