Словосочетание – это несколько слов, которые связаны между собой смыслу. Словосочетанием не является сочетание подлежащего и сказуемого, фразеологизмы, составные формы слов и перечисления, так как здесь нет главного слова и от него зависимого или зависимых. Между всеми словами в словосочетании есть связь, будь то по падежу, роду или другому признаку. Словосочетания по составуПо своему составу словосочетания бывают простыми и сложными. Ясно, что простые – это два слова, взаимосвязанные между собой, где одно слово главное, а другое – от него зависимое. Сложные словосочетания могут складываться из трех или более слов, а также складываться из нескольких простых словосочетаний
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
Глагольные (с глаголом в роли главного слова)Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя. ИменныеСубстантивные (с существительным в роли главного слова)Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильникеАдъективные (с прилагательным в роли главного слова)Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)Примеры: два карандаша, второй из претендентов. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)Примеры: кто-то из учеников, нечто новое. Наречные (с наречием в роли главного слова)Примеры: крайне важно, вдали от дороги. Классификация словосочетаний по вопросу[править | править вики-текст]Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы. Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. Д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро. Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.Некоторые птицы зимой зарываю... в снегу. Рябчику под снегом тепло ноч.. вать, под снегом он ищ... т сем... чки. Там ему и тепло, и пища, и спрята... ся можно. Серая куропатка не любит зарыва... в снегу и летает ноч... вать в деревню. Перебуд... т куропатка в деревн... ночь и утром летит корми... на старое своё место. Ястреб зам... чает её перелёты. Бывает так: она только вылететь соб.. рается, а ястреб уже дожидает... её. Тетерев часто сидит на берёзе и корми... почками. Когда появляе... ястреб, он быстро бросае... вниз и зарывае... в снегу под берёзами. Не может ястреб догада... копнуть ногой и схватить тетерева. Тетерев под снегом не бегает. Ему бы только спрята....
Укажите онородные члены, соединенные одиночным союзом и. Подчеркните словосочетания с глаголом в роли главного слова.
Зимовка птиц.
Напишу слова с пропущенными буквами и окончаниями по порядку:
зарываются
ночевать
ищет
семечки
спрятаться
зарываться
ночевать
перебудет
деревне
кормиться
замечает
собирается
дожидается
кормится
появляется
бросается
зарывается
догадаться
спрятаться
Словосочетания с глаголом в роли главного слова:
зарываются(где?) в снегу
ищет(что?) семечки
не любит зарываться(где?) в снегу
летает ночевать(куда? )в деревню
перебудет(где?) в деревне
летит кормиться(куда?) на место
замечает(что?) перелёты
дожидается(кого?) её
сидит(на чём?) на берёзе
кормится(чем?) почками
бросается(куда?) вниз
зарывается(в чём?) в снегу
догодаться копнуть(чем?) ногой
схватить(кого?) тетерева
не бегает(под чем?) под снегом
однородные члены:
не любит зарываться и летает ночевать
перебудет и летит кормиться
сидит и кормится
бросается и зарывается
догодаться копнуть и схватить
Я не знаю где граница меж товарищем и другом. <br />
Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. <br />
Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.<br />
Я не знаю, когда это будет.<br />
Познаём друзей и близких в час когда грозит беда. <br />
Люди перестают мыслить когда перестают читать.<br />
Когда наступили сумерки пришлось вернуться домой. <br />
Пушкин пишет что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой». <br />
Катер который приближался к берегу был замечен пограничниками. <br />
Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. <br />
Парусное судно было далеко от берега и шло туда где море и небо сливались в синюю бесконечность. <br />
Отметьте знаком + или - данные утверждения (если согласны с утверждением – плюс, если нет, то ставим минус<br />
№ Утверждения +<br />
1. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений <br />
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. <br />
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны. <br />
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. <br />
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. <br />
6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. <br />
7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. <br />
8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. <br />
9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения. <br />
10. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. <br />
11. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы <br />
12. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное. <br /><br /><br />
Расставить знаки препинания, определить вид придаточных предложений.<br /> Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. ИЗЪЯСНИТ. <br />
Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. ОПРЕДЕЛИТ.<br />
Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям. ОБСТ. МЕСТА<br />
Я не знаю, когда это будет. ИЗЪЯСНИТ.<br />
Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда. ОПРЕДЕЛИТ. <br />
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.<br /> ОБСТ. ВРЕМЕНИ
Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. ОБСТ. ВРЕМЕНИ<br />
Пушкин пишет, что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой». <br /> ИЗЪЯСНИТ.
Катер, который приближался к берегу, был замечен пограничниками. ОПРЕДЕЛИТ.<br />
Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. ОБСТ. ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ <br />
Парусное судно было далеко от берега и шло туда, где море и небо сливались в синюю бесконечность. ОБСТ. МЕСТА<br />
Отметьте знаком + или - данные утверждения (если согласны с утверждением – плюс, если нет, то ставим минус<br />
№ Утверждения +<br />
1. Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений <br /> МИНУС. МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ 2
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных. ПЛЮС. ВЕРНО<br />
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны. МИНУС. ЭТО У СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ТАК<br />
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. <br /> МИНУС. ТОЛЬКО ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова. ПЛЮС.<br />
6. Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. <br /> ПЛЮС
7. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные. ПЛЮС <br /> ВЕРНО
8. Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову. <br /> МИНУС. ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЯЮТ И ПО ЗНАЧЕНИЮ
9. Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения. ПЛЮС<br />
10. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. <br /> ПЛЮС
11. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы <br />
12. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, могут быть такие типы подчинения: сочинительное, подчинительное и бессоюзное. <br /><br /><br /> МИНУС
Докажите, что в тексте есть метафоры, сравнения. Сделайте вывод о роли имён существительных в создании метафор и сравнений.
1) Продирается месяц сквозь тучи, словно жёлтое око совы. 2) Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш, БРЕЗЖИЛ рассвет. 3) Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то СЖИМАЯСЬ в непроглядную тьму. 4) Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость.
1. Объясните лексическое значение слова "чертополох".
2. Используя таблицу "Трудные случаи фонетического разбора" установите, как произносятся выделенные слова. Проведите подобные примеры.