Предлагать помощь, выгоревший пиджак, лёгкое прикосновение, слегка коснуться, загорелое тело, вырастить ребёнка, начать заново, защищаться от врага, нежное растение, излагать неполно, тихая заря, отрастить волосы, запереть накрепко склонять существительное, внезапное озарение, подрасти немного, говорить о жизни, в родной школе, разгореться докрасна, сложить вещи, по песчаному дну
1. Согласование-такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Выгоревший пиджак
Лёгкое прикосновение
Загорелое тело
Нежное растение
Тихая заря
Внезапное озарение
В родной школе
По песчаному дну
2. Управление-это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Предлагать помощь
Вырастить ребёнка
Защищаться от врага
Отрастить волосы
Склонять существительное
Говорить о жизни
Сложить вещи
3. Примыкание-способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов.
Слегка коснуться
Начать заново
Излагать неполно
Запереть накрепко
Подрасти немного
Разгореться докрасна
Н. Страхов
Задания к тексту:
5Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 6 и 7.
6Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений 1-го абзаца.
7Определите лексическое значение слов: корить, порочить, упрекать. Являются ли эти слова синонимами?
8Найдите в 3-м предложении слово, в котором все согласные- мягкие звуки.
9Произведите словообразовательный разбор всех глаголов из 6-го предложения.
10Произведите морфологический разбор слова (со) всею (роскошью).
11Произведите синтаксический разбор 6-го предложения.
1. Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей её красоте. 2. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за то автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. 3. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. 4. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за то злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. 5. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за то дураком, автор только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.
6. Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. 7. Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; не лицами, не случайностями жизни, а самою идеею жизни. Н. Страхов
5. Между 1 и 2 - цепная (последовательная) связь, между 6 и 7 параллельная связь.
6. Лексический повтор (Базаров, Тургенев), синтаксический повтор (одинаково построены предложения), синонимы (Тургенев - автор), контекстуальные синонимы (Базаров отворачивается, отрицает, отвергает, чуждается, не дорожит, отрекается, Тургенев не корит, не порочит, не упрекает и т. Д.), замена местоимением (Базаров - его)
7. Корить - упрекать кого-либо, высказывать кому-либо своё недовольство, осуждение
упрекать - выражать кому-либо неодобрение, недовольство
порочить - осуждать, чернить, навлекать позор, бесчестить
Таким образом, синонимы - корить и упрекать, а порочить не совсем соответствует синониму, если только контекстуальный
8. Детьми
9. стоит корень - сто, окончание - ит, основа - сто- (непроизводный глагол)
могут корень - мог, окончание -ут, основа - мог (непроизводный глагол)
изменять приставка - из, корень - мен, суффикс -я, окончание (суффикс) инфинитива -ть (менять - ИЗменять - приставочный способ образования)
остаются корень -оста, окончание - ют, постфикс -ся, основа - оста…ся (изначально образовано приставочно-постфиксальным (приставка -о и постфикс -ся) способом от слова "стать" В связи с процессом опрощения О вошло в состав корня).
10.(со) всею роскошью
1. Местоимение, указывает на признак
2. Морфологические признаки:
н. Ф. - весь
определительное
единственное число
женский род
творительный падеж
3. Синтаксическая роль - определение
11. Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей, 1 - главная, двусоставная, распространенная, полная, осложнена однородными дополнениями и вводным словом; 2 - придаточное определительное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми.
1. Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы
подлежащее - Тургенев, выражено сущ., стоит - сказуемое, выражено глаголом, стоит за что? За начала жизни (выражено словосочетанием - сущ. С предлогом + сущ.)), за элементы (выражено сущ.) - однородные дополнения, жизни какой? Человеческой - согласованное определение, выражено прилагательным, за начала какие? Вечные - согласованное определение, выражено прилагательным, за элементы какие? Основные - согласованное определение, выражено прилагательным, за элементы какие? Те - согласованное определение, выражено указательным местоимение, одним словом - вводное слово (не является членом предложения)
2. Которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными.
подлежащее - которые, выражено относительным местоимение (является союзным словом), могут изменять - составное глагольное сказуемое, выражено вспомогательным глаголом - могут и инфинитивом - изменять, остаются неизменными - составное именное сказуемое, выражено глаголом - остаются и именной частью - неизменными, выраженной прилагательным; могут изменять как долго? Бесконечно - обстоятельство, выражено наречием, могут изменять что? Формы прямое дополнение, выражено сущ., формы чьи? Свои - согласованное определение, выражено притяжательным местоимением, остаются неизменными когда? Всегда - обстоятельство, выражено наречием, остаются неизменными в чём? В сущности - дополнение, выражено сущ. С предлогом, но - сочинительный противительный союз (не является членом предложения)
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4
8 класс, тема "типы связи слов в словосочетании"
Тема: Типы связи в словосочетаниях
Цель: - систематизация и обобщение полученных знаний;
- научить определять типы связи слов в словосочетании, конструировать их;
- закрепить понятия о строении и грамматическом значении
словосочетаний;
- повторить морфологические, грамматические и произносительные
нормы.
Форма проведения: урок – практикум
Ход урока:
I. Слово учителя, целеполагание.
II. Теоретическая разминка: закончить правило по данному учителем началу
право провести разминку предлагается способному ученику)
- Словосочетание – это …(единица синтаксиса);
- Словосочетание состоит … ( из двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически);
- Словосочетание служит …(для более точного и конкретного называния предметов, действий и признаков);
- Смысловая связь устанавливается … (по вопросам);
- Не являются словосочетаниями… (подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, сочетание предлога и самостоятельной части речи);
- Грамматическая связь слов в словосочетании выражается … (с помощью окончаний и предлогов);
- По характеру главного слова словосочетания делятся на … (глагольные, именные, наречные);
_ Какие грамматические значения могут выражаться в словосочетании? (предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано, действие и его признак, признак и его степень);
- Согласование – это такая связь, …(при которой главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже);
- Управление – это такая связь, … (при котором главное слово требует от зависимого определенного падежа);
- Примыкание – это такая связь,… (при которой главное и зависимое слово связываются только по смыслу).
III. Трудные случаи при выполнении домашнего задания (упр. 45, зад. 2 – повышенный уровень.
IV. Выборочный диктант:
На доске написаны группы слов. Выпишите только словосочетания.
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, во время игры, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.
(У доски работают двое учащихся. Один выписывает словосочетания, другой – сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями)
1. Словосочетания: Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.
2. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова:
- существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры.
- главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено.
- нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.
V. Осложненный словарный диктант.
- Записать словарные слова в столбик, составить с ними словосочетания, определить вид связи:
артиллерист (опытный) – согласование
коммуникативный (в общении) – управление
интеллигентный (довольно) – примыкание
аккордеон (слышен) – управление
олицетворять (собой) – управление
VI. Физкультминутка.
VII. Произносительная норма.
- Расставить в данных наречиях правильно ударение, произнести вслух
(ударение расставляет учащийся у доски, все проверяют правильность постановки ударения, затем все учащиеся вслух произносят данные слова):
Донага, донельзя, завидно, мастерски, задолго, искони, издавна, исподволь, наотмашь, наискось, отчасти, щегольски, назло, мельком, взапуски, втридорога, досыта, издревле, иначе, исстари.
VIII. Обучающие тесты и проверочные задания:
1. Найти 4 лишнее, определив вид связи в словосочетании:
1) панический страх
бог войны
возврат к прошлому
население города.
2) чересчур длинный
втрое превосходивший
совершенно правильный
заимствованный из мифов
3) любоваться городом
не существующий теперь
отвечать без подготовки
двинуться вперед
4) говорить без иронии
пригласить гостей
восстановить против них
написан для учащихся
2. Обучающий тест.
1) Укажите словосочетания с подчинительной связью согласование:
а) поездка в Крым е) горный воздух
б) относиться бережно ж) наши друзья
в) переходить дорогу з) глаза навыкате
г) слезы счастья и) сцена из жизни
д) каждый человек к) вытащенный из воды
2) Укажите словосочетания с подчинительной связью управление:
а) выбившийся из сил е) покрывал снегом
б) журавлиный косяк ж) своего врага
в) попали на корабль з) спущены на воду
г) отправлены торжественно и) кружились тяжело
д) какой-то холод к) прогулка по саду
3) Укажите словосочетания с подчинительной связью примыкание:
а) отплыть к берегу е) просьба написать
б) проворнее других ж) проснуться поздно
в) продать в шутку з) почти тихо
г) пойманная птица и) язык бенгали
д) поразил меня к) ждать у входа