Словосочетание - это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая основа ( подлежащее + сказуемое) словосочетанием не является.
Словосочетание -это сочетание двух или более сомостоятельных слов, связанных между собой подчинителной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день. Слово, которое называет предмет, признак, действие и т. Д., называется главным. Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
читать - читать вслух, ручка - шариковая ручка
2. В каком случае текст читать легче: со знаками препинания или без них? Почему?
3. Из последнего предложения выпиши словосочетания.
4. Из первого предложения выпиши слова с орфограммами. Объясни правописание слов.
*5. Знаешь ли ты, где находится Терек? Составь несколько словосочетаний, с помощью которых можно описать эту реку.
Был месяц август солнце пекло невыносимо и с утра дул тёплый ветер поднимая по дороге облака горячего песку и разнося его по воздуху через камыши деревья и станицы трава и листья на деревьях были покрыты пылью дороги были обнажены и звучно тверды вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам в пруде около станицы оголялись истоптанные скотиной берега пруда в степи уже засыхали камыши и скотина мыча днём убегала в поля зверь откочёвывал в дальние камыши и в горы за Терек комары и мошки тучами стояли над станицами снеговые горы закрывались серым туманом. (По Л. Н. Толстому.)
Был месяц август. Солнце пекло невыносимо, и с утра дул тёплый ветер, поднимая по дороге облака горячего песку и разнося его по воздуху через камыши, деревья и станицы. Трава и листья на деревьях были покрыты пылью, дороги были обнажены и звучно тверды.
Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала, и сохла по канавам. В пруде около станицы оголялись истоптанные скотиной берега пруда. В степи уже засыхали камыши, и скотина, мыча, днём убегала в поля.
Зверь откочёвывал в дальние камыши и в горы за Терек. Комары и мошки тучами стояли над станицами, снеговые горы закрывались серым туманом.
1 задание - грамматические основы (здесь не подчеркнуть)
1. Месяц был
2. Солнце пекло, ветер дул
3. Трава и листья были покрыты, дороги обнажены, тверды 4. Вода сбыла, сбегала, сохла
5. Берега оголялись
6. Засыхали камыши, скотина убегала
7. Зверь откочевывал
8 комары мошки стояли, горы закрывались
Задание 2.
Читать легче со знаками препинания, потому что они предполагают интонационные паузы.
Задание 3.
стояли над станицами
стояли тучами
горы снеговые
закрывались туманом
серым туманом
Задание 4.
месяц - словарное слово
Задание 5.
быстрая речка
насладиться красотой
Тусовское ущелье
Кавказский хребет
древняя история
Грузинские письмена
горная река
Был месяц август. Солнце пекло невыносимо, и с утра дул тёплый ветер, поднимая по дороге облака горячего песку и разнося его по воздуху через камыши, деревья и станицы. Трава и листья на деревьях были покрыты пылью, дороги были обнажены и звучно тверды.
Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам. В пруде около станицы оголялись истоптанные скотиной берега пруда. В степи уже засыхали камыши, и скотина, мыча, днём убегала в поля.
Зверь откочёвывал в дальние камыши и в горы за Терек. Комары и мошки тучами стояли над станицами, снеговые горы закрывались серым туманом.
| задание - грамматические основы
1. Месяц был
2. Солнце пекло, ветер дул
3. Трава и листья были покрыты, дороги были обнажены, тверды 4. Вода сбыла и сбегала и сохла
5. Берега оголялись
6. Засыхали камыши, скотина убегала
7. Зверь откочевывал
8 комары и мошки стояли, горы закрывались
Задание ||
Читать легче со знаками препинания, потому что они помогают понять содержание текста.
Задание |||.
стояли над станицами
стояли тучами
горы снеговые
закрывались туманом
серым туманом
Задание |Y.
месяц - словарное слово
задание Y
Терек
горная река
своенравная река
стремительно несется
грозная река
режет гору
гложет берег
грозно рычит
уничтожает все
тащит валуны
мириады брызг
благородная форель
спокойная на равнине
кроткий вид
птицы на отмелях
камыши на берегах
бежит к Каспию
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните причастные обороты, деепричастные обороты и одиночные деепричастия.
1. Последн…ю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
2. Несколько раз ночью мать подх…дила к его постели попр…вляла одеяло на мальчиках зажимая кулаком себе рот боясь заст…нать заплакать от томившей ее тр…воги.
3. Засквозили первые проблески рассвета. 4. Дядя Гриценко затопав босыми ногами по хате поднял штору пуская в комнату х…лодную муть начавшегося утра. 5. Ра(с/з)толкав крепко спавших ребят он ск…зал: «Хло…цы, пора!»
6. Мальчики зевая од…вались. 7. Они умылись студеной водой согнавшей с них дремоту. 8. Сосредоточенно сопя жевали они х…лодные лепешки оставшиеся с вечера и зап…вали их горячим чаем.
9. Прощались в т…мноте. 10. Утре(н/нн)ий ветер поднимавшийся с моря нёс с собой гарь.
11. У входа в каменоломню часовой не проверив пароля не пропустил их.
12. Перед ними был черный колодец казавшийся бе(з/с)донным.
13. Из нев…димых недр шел какой-то зап…х слышались г…л…са.
Грамматическое задание
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
4) Деепричастия образуются только от глаголов.
А2. Какое слово является деепричастием?
1) поднимавшийся 2) зевая 3) начавшегося 4) горячим
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
1) (не)начав 2) (не)сопя 3) (не)боясь 4) (не)годуя
А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) зажИмая 2) пУская 3) бОясь 4) балУясь
А5. Укажите верное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
1) водитель затормозил. 2) автомобиль остановился.
3) машина была остановлена. 4) движение на дороге прекратилось.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
1) ждать 2) мечтать 3) толкать 4) читать
2) А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
1) затопав 2) проверив 3) вырастая 4) зевая
Ответы на задания В1 – В6 записывайте словами или цифрами.
В1. Из предложений 2-8 выпишите деепричастия несовершенного вида, выделите в них суффиксы.
В2. Из предложений 11-13 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
В4. Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели,(1) поправляла одеяло на мальчиках,(2) зажимая кулаком себе рот,(3) боясь застонать,(4) заплакать от томившей ее тревоги.
В6. Укажите количество грамматических основ в 13 предложении. Ответ запишите цифрой.
С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 11.
Сделала, что не лень
1. Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
2. Несколько раз ночью мать подходила к его постели поправляла одеяло на мальчиках, зажимая кулаком себе рот (дееприч об.), боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.
3. Засквозили первые проблески рассвета. 4. Дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате (д. Об.), поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра (д. Об). 5. Растолкав крепко спавших ребят (д.), он сказал: «Хлопцы, пора!»
Грамматическое задание
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
А2. Какое слово является деепричастием?
2) зевая
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
4) (не)годуя
А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
4) балУясь
А5. Укажите верное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
1) водитель затормозил.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
От всех вроде можно
2) А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
3) вырастая
2. На какие 2 группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
3. Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Чем отличается распространенное предложение от нераспространенного?
4. В чем различие между главными и второстепенными членами предложения?
5. Какие виды сказуемого вы знаете? Охарактеризуйте особенности каждого из них. Приведите примеры.
6. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом из них. Приведите примеры.
8. Охарактеризуйте виды обстоятельств.
9. В каких случаях между главными членами двусоставного предложения ставится тире? Подтвердите свой ответ примерами.
10. Расскажите о знаках препинания при приложении.
1. Предложение - содержит грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) и выражает законченную мысль, словосочетание - это сочетание двух и более слов, связанных грамматически и по смыслу.
Пример предложения: Наступила зима
Пример словосочетания: морозная зима.
2. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (2 и более грамматические основы)
Пример простого: Лес шумел
Пример сложного: Пригрело солнце, зажурчали ручьи.
3. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
В нераспространенном предложении всего два члена - подлежащее и сказуемое. В распространенном - есть второстепенные члены предложения.
4. В предложении всегда есть главные члены (хотя бы один, если предложение односоставное), а второстепенные члены бывают не всегда.
5. Простое глагольное сказуемое - сказуемое, выраженное только глаголом. Брат учится. Листья пожелтели.
Составное глагольное сказуемое - сказуемое выражено несколькими словами, которые составляют основную и вспомогательную часть.
Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться.
Составное именное сказуемое - состоит из вспомогательной и именной части. Именная часть является основной. Деревья стали желтыми. Брат стал студентом.
6. Второстепенные члены:
Определение - обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Чей?
Дополнение - обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Обстоятельство - обозначает время, место, причину и отвечает на вопросы где? Когда? Как? И др.
8. Виды обстоятельств:
Обстоятельства места - где? Куда? Откуда?
обстоятельства времени - когда? Как долго? С каких пор? До какого времени?
обстоятельства причины - почему? Отчего? По какой причине?
обстоятельства образа действия - как? Каким образом? В какой степени?
обстоятельства сравнения - как?
обстоятельства цели - зачем? Для чего? С какой целью?
обстоятельства условия - при каком условии?
обстоятельства уступки - несмотря на что?
9. Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят существительные, числительные, глаголы в инфинитиве ( в неопределенной форме)
Охранять природу - значит охранять родину.
Пятью пять - двадцать пять.
Наша задача - хорошо учиться.
10. Приложение - это особый вид определения, которое выражено существительным и дает другое название, характеризующее предмет.
Если одиночное приложение и определяемое существительное являются нарицательными, то они соединяются дефисом, н-р мороз-воевода,
В сочетании нарицательного и собственного имен дефис не пишется, например, художник Левитан, врач Петрова и др. НО Москва-река, Иван-царевич, Волга-матушка.