Кратко о "вводные слова, словосочетания. Сочинительные и подчинительные союзы".
1) Вводные слова – это такая частица человеческой речи, удалив которую, ты не лишишь предложение смысла. Т. Е. Оно не контачит с грамматической связью.
Вводные слова бывает такими: по моему мнению, я считаю, с моей точки зрения, во-первых, во-вторых и т. П. (лучше табличку найди в интернете)
2. Вводные словосочетания – это сочетания слов, грамматически не связанные с членами предложения, которые выражают отношение автора к любой инфе. Они могут быть такими: может быть, между прочим и т. П (тож зырь табличку в интернете)3. Сочинительные и подчинительные союзы:
а) СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения. Есть противительные (имеют значение противопоставления) и соединительные (имеют значение соединения)
Пример: "я не пришёл, и он не пришёл"; "я не пришёл, он тоже не пришёл";
б) ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. Пример: "когда мы вернулись, было уже темно"; "как только мы вернулись, пошёл дождь"; (в подчинительных есть временные, целевые, причинные, следственные, условные, изъяснительные – тут по названию легко догадаться по смыслу что к чему)
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Составить диктант из 20 предложений на правила: причастный и деепричастный обороты, знаки препинания в сложноподчинённых предложениях, обращения, вводные слова
Мне кажется, что сегодня пойдёт дождь и мы вряд ли посетим наше тайное местечко, спрятанное в глубине сада. Ты приехал на каникулы, а мы ещё толком и не повеселились от души! К сожалению, лето быстро заканчивается. Только начнёшь забывать школу, учебники, отметки, как уже приходит август, потом сентябрь, и на этом наши приключения заканчиваются. Но всё-таки, мы так здорово отдыхаем! Я по утрам кричу тебе:"Колька! просыпайся! А то всё проспишь!" А ты мне в ответ:" Спать хочется, позже заходи, когда мамка коров подоит". Но ты же знаешь, что от меня так просто не отделаться. Я тихо подбираюсь к твоему запылённому окошку и как заору:"Подъём!" Тут уж ты не улежишь, вскакиваешь и кидаешь в меня тряпкой, а потом, укутавшись в одеяло, мчишься вдогонку за мной. Нам так весело вместе, что мы забываем обо всём, даже об обеде, хотя чувствуем голодное урчание в желудке, но нам не до еды, впереди столько интересного и удивительного, что нам просто некогда тратить время на пустяки.... К вечеру, уставшие и раскрасневшиеся, мы возвращаемся домой и падаем от усталости на кровать, а мамка ворчит и сердится на нас. Она после вечерней дойки, тоже оставшаяся без сил, всё же готовит нам покушать. Мы -счастливы и довольны прошедшим днём рады встретить день грядущий, который впрочем, уже не за горами..... Я говорю солнцу:"Пока! До завтра!" И мигом засыпаю, хотя Колька ещё долго не спит, всё песни какие-то смешные поёт и мне тем самым мешает заснуть. а ночью, когда всё вокруг уже уляглось и утихомирилось, мы бывает переговариваемся с колькой, так, не о чём, то про смысл нашего существования, то про что-то необычное и загадочное, что так нас взволновало недавно.... Мы с ним-настоящие друзья и дружим с детства, когда мы только появившиеся на свет, сразу стали хором орать в одном роддоме с ним и с тех пор, мы неразлей-вода. мы вместе собираемся поступить в институт, вместе учиться там, потом работать и жениться, и мы мечтаем, чтобы наши семьи тоже дружили, и дети наши тоже, как мы.
Предложения с причастн. оборот.:
1. Сочинение, написанное мною на уроке, было оценено высшей оценкой.(прич. обор. после определяем. слова)
2. Картина, написанная известным художником, никого не оставила равнодушным. (прич. обор. после определяем. слова)
3. Во время раскопок нами была обнаружена старинная рукопись, написанная мелким почерком.(обособл. прич. обор.)
4. Написанная мелким почерком рукопись читалась с большим трудом. (необособленный прич. обор.)
5. Грозовая туча, прошедшая прямо над нами, понеслась дальше.(обособл. прич. об.)
6. Дети, строившие песочный замок на пляже, перегрелись на солнце и вскоре убежали домой. (обособл. прич. обор.)
7. Наполненную до верха корзину нам пришлось нести до дома вдвоем. (необособленный прич. обор.)
8. Уставший от долгого перехода путник остановился на привал. (необособленный прич. обор.)
9. Я стоял на большом мосту, тянувшемся через широкую реку. (обособл. прич. обор.)
10. Сломанное ветром дерево перегородило проход к поселку. (необособленный прич. обор.)
ДЕЕПРИЧАСТН. ОБОРОТЫ:
1. Вздыхая и часто охая, старушка присела на лавочку.
2. Ураган помчался на север, ломая и круша все на своем пути.
3. Переходя через дорогу, я следил за сигналом светофора.
4. Не обнаружив ошибок в своей работе, я сдал контрольную на проверку.
5. По небу неистово носились стрижи, пронзительно и тревожно разнося свой крик.
6. С трудом превозмогая сильную боль, раненый продолжал ползти к лесу.
7. Громко рыдая и проклиная все вокруг, турист был вынужден вернуться домой.
8. Негромко шаркая тапочками, старушка пробралась в переднюю.
9. Завывая и надрывно хлопая ставнями, почти всю ночь бушевал ветер.
10. Оторвав клочок газеты, солдат свернул самокрутку.
СПП:
Пока мы переходили через поляну, девчонки уже успели насобирать целую корзину земляники.
Когда мы к ним приблизилисьЮ они начали громко и весело смеяться.
Только стало светать, мы тотчас отправились дальше.
Поезд мчался туда, где я непременно должен отыскать свое счастье.
ОБРАЩЕНИЕ:
Друзья, прекрасен наш союз!
Товарищи, будьте взаимовежливы и внимательны друг к другу.
Господа офицеры, нас ждет нелегкий и продолжительный бой .
ВВОДНЫЕ СЛОВА и ПРЕДЛ.:
Мне, между прочим, это далось с трудом.
Многие, как я понимаю, не справились .
Мальчик, к счастью, не пострадал от удара.
Во-первых, погода меня не устраивала, а во-вторых, не было особого желания этим заниматься.
1. Врачебный и человеческий автор_тет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. 2. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе ни_когда ни_кого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она н_ была. 3. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва пр_писывает им мудрость, граничащую со святостью. 4. И доктор Янсен не избежал этого. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречё_ым на особую мученическую смерть. 5. Доктор Янсен задохнулся в канализацио_ом колодце, спасая детей. 6. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоя_о рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. 7. Над колодцами устанавл_вался ворот с бадьёй, который откач_вали просочившиеся сточные воды. 8. Процедура была длительной, и рабочие в одну смену не управлялись, всё зам_рало до утра. 9. И тогда бадьёй и воротом завладевали мы. 10. Провал в пр_исподнюю, где воздух перенасыщен метаном, в_прямую был связан с прошлым наших отцов, с их риском. 11. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую войну, где прим_нялись отравляющие вещества. 12. И мы сдерживая дыхание, летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. 13. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. 14. Но однажды решили прокатиться в_двоём, и верёвка оборвалась. 15. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. 16. Отправив их за помощью, доктор тут_же спустился спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. 17. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку верёвки и потерял сознание. 18. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. 19. Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. 20. Меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. 21. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (По Б. Л. Васильеву) Вставить пропущенные буквы. 1. Определите стиль и тип речи данного текста. Докажите 2. Укажите номер предложения, который связан с предыдущим лексическим повтором. (7-11) 3. Укажите средства художественной выразительности в предложениях (17-21) 4. Укажите часть речи слова не только (предложение 11) 5. Укажите прилагательное в превосходной степени сравнения (1-5) 6. Объясните постановку двоеточия в предложении 3 7. Укажите способ образование слова двое, врачебный, просочившиеся, дыхание, впрямую, сумел, святой (Предл. 19), мала (Предл. 21) 8. Найдите и укажите номер сложного предложения смешанного типа. 9. Предложения 16 и 17 синтаксический разбор. 10. Выделите односоставные предложения, определите их вид. 11. Объясните, почему в последнем предложении слово "Доктор" написано с большой буквы. (Не менее 7 предложений) 12. Назовите 3 произведения, в которых раскрывается тема человеческого подвига
Врачебный и человеческий авторИтет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. 2. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она нИ была. 3. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва прИписывает им мудрость, граничащую со святостью. 4. И доктор Янсен не избежал этого. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречёННым на особую мученическую смерть. 5. Доктор Янсен задохнулся в канализациОННом колодце, спасая детей. 6. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постояННо рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. 7. Над колодцами устанавлИвался ворот с бадьёй, который откачИвали просочившиеся сточные воды. 8. Процедура была длительной, и рабочие в одну смену не управлялись, всё замИрало до утра. 9. И тогда бадьёй и воротом завладевали мы. 10. Провал в прЕисподнюю, где воздух перенасыщен метаном, в прямую был связан с прошлым наших отцов, с их риском. 11. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую войну, где примЕнялись отравляющие вещества. 12. И мы сдерживая дыхание, летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. 13. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. 14. Но однажды решили прокатиться вдвоём, и верёвка оборвалась. 15. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. 16. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. 17. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку верёвки и потерял сознание. 18. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. 19. Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. 20. Меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. 21. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (По Б. Л. Васильеву) Вставить пропущенные буквы. 1. Определите стиль и тип речи данного текста. Докажите 2. Укажите номер предложения, который связан с предыдущим лексическим повтором. (7-11) 3. Укажите средства художественной выразительности в предложениях (17-21) 4. Укажите часть речи слова не только (предложение 11) 5. Укажите прилагательное в превосходной степени сравнения (1-5) 6. Объясните постановку двоеточия в предложении 3 7. Укажите способ образование слова двое, врачебный, просочившиеся, дыхание, впрямую, сумел, святой (Предл. 19), мала (Предл. 21) 8. Найдите и укажите номер сложного предложения смешанного типа. 9. Предложения 16 и 17 синтаксический разбор. 10. Выделите односоставные предложения, определите их вид. 11. Объясните, почему в последнем предложении слово "Доктор" написано с большой буквы. (Не менее 7 предложений) 12. Назовите 3 произведения, в которых раскрывается тема человеческого подвига
Найдите в тексте неопределенно-личные предложения, обосновать свой выбор.
От него ждали чуда. Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Считали: по разуму человеку он уступает самую малость. Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, сотни статей.
От него ждали чуда.
Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты.
Считали: по разуму человеку он уступает самую малость.
Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки.
О дельфинах написаны десятки книг, сотни статей.
Данные предложения - неопределенно-личные. В них в виде подлежащего нет субъекта, который, правда, подразумевается. Они являются неполными двусоставными предложениями с пропуском подлежащих.