Как составить сложные предложения с подчиненными союзами?

Подчинительный союз связывает главное предложение и второстепенное (придаточное), чтобы понять сочинительный или подчинительный союз, нужно задать вопрос, например, берем 2 предложения: 
1) Солнце село, А(союз) за горами виднеются звезды ( тут нету пояснения, что звезды виднеются именно из-за того, что солнце село, никакое предложение не зависит ни от какого в данном случае, значит, союз "А"- сочинительный. 
2) Солнце село, ПОЭТОМУ(союз) за горами виднеются звезды (тут поясняется(почему видны звезды? Потому что солнце село), в этом случае "солнце село"- это главное предложение, так как от него зависит "поэтому за горами виднеются звезды", значит "ПОЭТОМУ"- подчинительный союз(он подчиняет одно предложение другому)

Используя две или более грамматические основы, имея при этом любой из подч. Союзов, которые будут связывать эти предложения.
Пример: Я катался на велосипеде, который подарил мне папа.
Схема: [ ], который ( ).

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Спишите. над соединительными союзами поставьте - п., над разделительными - р. Подчеркните однородные члены и основы сложных предложений. 1. Звёзды меркнут и гаснут. 2. Снарядил в путь коня: его первый скок - был пять вёрст, а другой пропадал из виду. 3. Птички солнышко ждут, птички песни поют, и стоит себе лес, улыбается. 4. Здравствуй, солнце да утро весёлое.
 1. Звёзды меркнут и(соед.) гаснут . (простое предложение)

2. Снарядил в путь коня: его первый скок - был пять вёрст , а(противит.) другой пропадал из виду.

3. Птички солнышко ждут , птички песни поют , и(соед.)   стоит себе лес , улыбается .

4. Здравствуй, солнце да(соед.) утро весёлое.

Разделительных союзов здесь нет. На всякий случай обозначила противительные. Двойная черта не ставится. Сами определите, где сказуемые.


Найдите и перепишите сперва простые а потом сложные предложения с сочинительными союзами. Расставь знаки препинания.
1. Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком. 2. Солнце село и тусклые тучи весели над тёмной степью. 3. Окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо отодвигаясь открывала на миг безграничную степь. 4. Заря бывает только утренняя но и вечерняя. 5. Расстались мы но твой портрет я на груди моей храню. 6. Гром рокотал еще далеко но уже не затихал на на мгновение.

Простые предложения. Однородные члены в скобках, сочинительные союзы при них выделены капсом
1.(Нагнулся) старый атаман И (стал отыскивать) в траве свою люльку с табаком.
3. Окружавшая нас мгла осенней ночи (вздрагивала) И, пугливо отодвигаясь, (открывала) на миг безграничную степь.
4. Заря бывает НЕ ТОЛЬКО (утренняя), НО И  (вечерняя).
6. Гром (рокотал) еще далеко, НО уже (не затихал) ни на мгновение.

Сложные предложения  с сочинительной связью. Союзы выделены капсом.
2. Солнце село, И тусклые тучи висели над тёмной степью.
5. Расстались мы, НО твой портрет я на груди моей храню


Тематическая проверочная работа по теме «Наречие»

Вариант 1


1. Найдите неверное утверждение.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или другого признака.

Наречия зависят только от глагола.

В предложении наречия являются обстоятельством.

Наречия на О-Е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения.

2. Укажите ряд, в котором все слова – наречия образа и способа действия.

однажды, спокойно, по-осеннему, скоро

издавна, поневоле, назло, внимательно

куда-то, аккуратно, сейчас, вдвое

частенько, быстро, по-новому, невесело

3. Укажите словосочетание с наречием в сравнительной степени.

подниматься выше

леса виднее

синее небеса

чернее полоса

4. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

(во)первых, (по)хитрому, (не)нароком, (не)жаль

(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем

(на)цыпочках, (на)память, (не)вовремя, (без)вести

(волей)неволей, где(нибудь), (кое)куда, (по)лисьи



Прочитайте текст и выполните задания 5 – 12.

(1)Изредка вдоль дороги тянулась рожь. (2)Она уже созрела, стояла недвижно, нежно светлея в темноте. (3)Склонившиеся к дороге колосья ненавязчиво касались моих сапог и рук. (4)Эти прикосновения были похожи на молчаливую, робкую ласку. (5)Воздух был тёплый и чистый. (6)Сильно мерцали звёзды. (7)Пахло сеном и пылью и изредка горьковатой свежестью ночных лугов. (8)За рекой, за лесными далями всё слабее полыхали зарницы…

5. Как можно озаглавить данный текст?

Рожь

Ночью

Перед рассветом

Путешественник

6. Определите верную характеристику текста.

Стиль речи – художественный; тип речи – повествование.

Стиль речи – художественный; тип речи – описание.

Стиль речи – научный; тип речи – рассуждение.

Стиль речи – разговорный; тип речи – описание.

7. Укажите номера предложений, в которых встречаются наречия.

8. Из предложений 5-8 выпишите наречие в сравнительной степени.

9. Из предложения 3 выпишите обстоятельство, выраженное наречием.

10. Из предложений 2-4 выпишите наречие, образованное приставочным способом.

11. Из предложения 2 выпишите словосочетание «наречие + деепричастие».

12. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

7 класс

Тематическая проверочная работа по теме «Наречие»

Вариант 2



1. Найдите неверное утверждение.

Главный признак наречия – это неизменяемость, поэтому у слов этой части речи нет и не может быть окончания.

Слова категории состояния в предложениях являются сказуемыми.

Наречия на О-Е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения.

В словосочетании наречие может быть только главным словом.

2. Укажите ряд, в котором все слова – наречия образа и способа действия:

чуть-чуть, зимой, сначала, неотлучно

здесь, слишком, весело, беззаботно

по-волчьи, невнимательно, медленно, по-осеннему

всюду, дважды, сегодня, намеренно

3. Укажите словосочетание с наречием в сравнительной степени:

девочка красивее

громче гром

загадочнее земля

относиться бережнее

4. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно:

1) (во)первых, (по)хитрому, (не)нароком, (не)жаль

(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем

(на)цыпочках, (на)память, (не)вовремя, (без)вести

4) (волей)неволей, где(нибудь), (кое)куда, (по)лисьи



Прочитайте текст и выполните задания А5 – 12.

(1)С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. (2)Но в лесу туманы застряли надолго. (3)Солнце поднимается выше, и лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи. (4)В чаще на них можно смотреть прямо и даже считать. (5)Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается. (6)Вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паучьи сети, на телеграфную проволоку…

5. Как можно озаглавить данный текст?

Капли росы

Туманы

Утро в лесу

Солнечные лучи

6. Определите верную характеристику текста.

Стиль речи – научный; тип речи – рассуждение.

Стиль речи – художественный; тип речи – повествование.

Стиль речи – художественный; тип речи – описание.

Стиль речи – разговорный; тип речи – описание.

7. Укажите номера предложений, в которых встречаются наречия.

8. Из предложений 1- 4 выпишите наречие в сравнительной степени.

9. Из предложения 2 выпишите обстоятельство, выраженное наречием.

10. Из предложений 2-4 выпишите наречие, образованное приставочным способом.

11. Из предложений 1-2 выпишите словосочетание «глагол + наречие».

12. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

1. Наречия зависят только от глагола.
2. Частенько, быстро, по-новому, невесело
3. Подниматься выше
4.(по)всюду, (на)изусть, (в)дали, (не)зачем
5. Ночью,
6. Стиль речи – художественный; тип речи – описание.
7. 1, 2, 3, 6, 7, 8
8. Слабее
9. Ненавязчиво 
10. Ненавязчиво 
11. Нежно светлея 
12. Пахло (безличное сказуемое)
2 вариант
1. В словосочетании наречие может быть только главным словом.
2. По-волчьи, невнимательно, медленно, по-осеннему
3. Относиться бережнее
4. На цыпочках, на память, не вовремя, без вести
5. Утро в лесу
6. Стиль речи – художественный; тип речи – описание
7. 2, 3, 4, 5
8. Выше
9. Надолго
10. Надолго
11. Застряли надолго
12. Солнце поднимается, лучи  проникают