Союзы и союзные слова служат для связи частей сложного предложения. Но, несмотря на единство выполняемой функции, различить их порой достаточно сложно, хотя это и касается всего четырех слов что, чем, когда, как. В этой статье мы рассмотрим некоторые «хитрости» при разграничении союзов (С) и союзных слов (СС), а также прокомментируем их с опорой на примеры.
1. С не является членом предложения, СС – напротив, является. Сравним: Я сказал, что приду в пять // Я сказал, что нужно сделать для достижения победы. В первом предложении к С что мы не можем поставить вопрос, во втором предложении к СС что вопрос может быть подобран. Первое время, вероятно, будет сложно ставить вопрос в неочевидных ситуациях, поэтому можно прибегнуть к такой хитрости: заменить СС, например, существительным по смыслу (заодно и определим падеж нашего СС): Я сказал, что нужно сделать для достижения победы → для достижения победы нужно делать (что?) первые шаги, усилия и др.
2. Т. К. С незнаменательная часть речи и, следовательно, не является членом предложения, его можно безболезненно «опустить» – смысл предложения от этого ничуть не изменится, СПП превратится в БСП: Я предположил, что она настаивает на новой встрече → Я предположил: она настаивает на новой встрече. Этот метод разграничения С и СС является одним из самых простых, но эффективных.
СС – это местоимения и местоименные наречия, значит, знаменательные части речи. Они не могут быть, подобно С, «выброшены» из предложения, т. К. Смысл сказанного исказится: Мария Ивановна не смогла угадать, как Ангелина отреагирует на сказанное → Мария Ивановна не смогла угадать: Ангелина отреагирует на сказанное. Как видим, предложение теряет смысл, ведь мы подразумеваем силу эмоциональной реакции (отреагирует бурно, спокойной др. В соответствии с методом 1), что не отражается в модифицированном варианте.
3. Опираясь на данные двух предыдущих пунктов, делаем вывод, что логическое ударение падает на СС, а не на С:
Я сказал, что (–) приду в пять.
Я сказал, что (+) нужно сделать для достижения победы.
Этот пункт ориентирован на наиболее подготовленных учеников, т. К. При разграничении интонации мало знаний, нужно и особое – «интонационное» – чутье.
4. Как правило, С и СС присоединяют разныепридаточные части. Так, СС чтоприсоединяет придаточные определительные, а С – придаточные изъяснительные: И почему-то мнена память пришли слова композитора о вечном отблеске, что бросает на нас искусство // Никто не знал кругом, что жизни счёт начнётсяс этой ночи. В первом случае отблеске(каком?) …, во втором случае не знал (чего?)…. Соответственно СС и С.
Когда это союзное слово
и, а это союз
Текст:
Онегин и Печорин каждый по своему воплощали характернейшие черты этих эпох.
О типичности своих героев говорят Пушкин и Лермонтов. Онегин добрый малый как вы да я как целый свет читаем мы у Пушкина. В предисловии к «герою нашего времени» сказано это портрет составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии.
Пушкин изображает в лице Онегина того эгоиста который является таковым по неволе. Это не самодовольный себялюб это «страдающий эгоист».
ЛЕРМОНТОВ СОЗДАЕТ ОРИГИНАЛЬНЫЙ МАСШТАБНЫЙ ОБРАЗ ПЕЧЕРИНА КОТОРЫЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ОБРЗОВ СИЛОЙ ХАРАКТЕРА МОЩНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ СТРАСТНОЙ ЖАЖДОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
События романа Лермонтова происходят после восстания декабристов в период реакции. Главный вопрос романа судьба незаурядной личности в эпоху безвременья.
В общественно-политических условиях 30-х годов Печорин не может найти применения своим способностям поэтому растрачивает силы на мелкие похождения. В своем дневнике Печорин спрашивает зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно она существовала и верно было мне назначение великое потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… отвечает он на свои вопросы.
Ответ:
Онегин и Печорин каждый по своему воплощали характернейшие черты этих эпох.
О типичности своих героев говорят Пушкин и Лермонтов." Онегин, добрый малый, как вы да я, как целый свет"- читаем мы у Пушкина. В предисловии к «герою нашего времени» сказано-"Это портрет составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии".
Пушкин изображает в лице Онегина того эгоиста, который является таковым по неволе. Это не самодовольный себялюб, это «страдающий эгоист».
Лермонтов создает оригинальный масштабный образ Печорина, который отличается от других образов силой характера, мощным интеллектом, страстной жаждой деятельности.
События романа Лермонтова происходят после восстания декабристов в период реакции. Главный вопрос романа судьба незаурядной личности в эпоху безвременья.
В общественно-политических условиях 30-х годов Печорин не может найти применения своим способностям, поэтому растрачивает силы на мелкие похождения. В своем дневнике Печорин спрашивает-"Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно она существовала и верно было мне назначение великое потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… ",-отвечает он на свои вопросы.
Из предложений с прямой речью, я сделала предложения с косвенной речью:
1)Печорин думал о том, как жил, для какой цели он родился, а так же о том, как верно она существовала и верно было его назначение, связи с этим, он чувствовал в душе своей необъятные силы.
2)В предисловии к "герой нашего времени" сказано о том, что портрет составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии.
3)В произведении А. С. Пушкина "Евгений Онегин" мы прочтем о том чтоОнегин, добрый малый как вы, да я, как целый свет.
№3
(ЛЕРМОНТОВ СОЗДАЕТ ОРИГИНАЛЬНЫЙ МАСШТАБНЫЙ ОБРАЗ ПЕЧЕРИНА),[КОТОРЫЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ОБРАЗОВ СИЛОЙ ХАРАКТЕРА, МОЩНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, СТРАСТНОЙ ЖАЖДОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.]
[]-придаточное предложение.
()-главное предложение.
тип придаточного: придаточное определительное(союз-который)
№4
... Верно она существовала и верно было мне назначение великое потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… отвечает он на свои вопросы.
Сложно сочиненный союз-(и)
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните причастные обороты, деепричастные обороты и одиночные деепричастия.
1. Последн…ю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
2. Несколько раз ночью мать подх…дила к его постели попр…вляла одеяло на мальчиках зажимая кулаком себе рот боясь заст…нать заплакать от томившей ее тр…воги.
3. Засквозили первые проблески рассвета. 4. Дядя Гриценко затопав босыми ногами по хате поднял штору пуская в комнату х…лодную муть начавшегося утра. 5. Ра(с/з)толкав крепко спавших ребят он ск…зал: «Хло…цы, пора!»
6. Мальчики зевая од…вались. 7. Они умылись студеной водой согнавшей с них дремоту. 8. Сосредоточенно сопя жевали они х…лодные лепешки оставшиеся с вечера и зап…вали их горячим чаем.
9. Прощались в т…мноте. 10. Утре(н/нн)ий ветер поднимавшийся с моря нёс с собой гарь.
11. У входа в каменоломню часовой не проверив пароля не пропустил их.
12. Перед ними был черный колодец казавшийся бе(з/с)донным.
13. Из нев…димых недр шел какой-то зап…х слышались г…л…са.
Грамматическое задание
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
4) Деепричастия образуются только от глаголов.
А2. Какое слово является деепричастием?
1) поднимавшийся 2) зевая 3) начавшегося 4) горячим
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
1) (не)начав 2) (не)сопя 3) (не)боясь 4) (не)годуя
А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) зажИмая 2) пУская 3) бОясь 4) балУясь
А5. Укажите верное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
1) водитель затормозил. 2) автомобиль остановился.
3) машина была остановлена. 4) движение на дороге прекратилось.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
1) ждать 2) мечтать 3) толкать 4) читать
2) А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
1) затопав 2) проверив 3) вырастая 4) зевая
Ответы на задания В1 – В6 записывайте словами или цифрами.
В1. Из предложений 2-8 выпишите деепричастия несовершенного вида, выделите в них суффиксы.
В2. Из предложений 11-13 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
В4. Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.
Несколько раз ночью мать подходила к его постели,(1) поправляла одеяло на мальчиках,(2) зажимая кулаком себе рот,(3) боясь застонать,(4) заплакать от томившей ее тревоги.
В6. Укажите количество грамматических основ в 13 предложении. Ответ запишите цифрой.
С1. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 11.
Сделала, что не лень
1. Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.
2. Несколько раз ночью мать подходила к его постели поправляла одеяло на мальчиках, зажимая кулаком себе рот (дееприч об.), боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.
3. Засквозили первые проблески рассвета. 4. Дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате (д. Об.), поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра (д. Об). 5. Растолкав крепко спавших ребят (д.), он сказал: «Хлопцы, пора!»
Грамматическое задание
К каждому заданию А1 – А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. Укажите ошибочное утверждение.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
А2. Какое слово является деепричастием?
2) зевая
А3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
4) (не)годуя
А4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
4) балУясь
А5. Укажите верное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
1) водитель затормозил.
А6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
От всех вроде можно
2) А7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
3) вырастая
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4