Задание.
из двух простых предложений постройти сначала сложносочинительное а потом сложные бессоюзные предложения. Укажите случаи когда бессоюзная связь предпочтительнее союзной.
текст
1 Стоял теплый тень. В луже купались воробьи.
2 Было лето. На дворе зеленела травка. 3 Светает. На лугах блестит утренняя роса 4 Смеркалось. С гор подул холодный ветер. 5 Солнце садится в тучи. Дым приподает к земле. 6 Тепло вздыхает ветер. На берегу покачиваются таловые кусты. 7 В порту кипит работа. Тяжело гремят цепи
1) Стоял тёплый день, и в луже купались воробьи. *
Стоял тёплый день, в луже купались воробьи.
2) Было лето, поэтому на дворе зеленела травка. *
Было лето, на дворе зеленела травка.
3) Сверкает, и на лугах блестит утреенняя роса.
Сверкает-на лугах блестит утренняя роса. *
4)Смеркалось, и с гор подул холодный ветер.
Смеркалось-с гор подул холодный ветер. *
5)Солнце садится в тучи, и дым приподает к земле. *
Солнце садится в тучи, дым приподает к земле.
6) Тепло вздыхает ветер, поэтому на берегу покачиваются таловые кусты.
Тепло взыхает ветер-на берегу покачиваются таловые кусты. *
7) В порту кипит работа, и тяжело гремят цепи.
В порту кипит работа, тяжело гремят цепи*
 

Стоял теплый день, и в луже купались воробьи.
Стоял теплый день: в луже купались воробьи.
2. Было лето, и на дворе зеленела травка.
Было лето: на траве зеленела травка.
3. Светает, и на лугах блестит утренняя роса.
Светает, на лугах блестит утренняя роса.
4. Смеркалось, и с гор подул холодный ветер.
Смеркалось, с гор подул холодный ветер.
5. Солнце садится в тучи, а дым припадает к земле.
Солнце садится в тучи - дым припадает к земле. +
6. Тепло вздыхает ветер, и на берегу покачиваются таловые кусты.
Тепло вздыхает ветер, на берегу покачиваются таловые кусты.
7. В порту кипит работа. и тяжело гремят цепи.
В порту кипит работа, тяжело гремят цепи

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
1. Снег падал целый день. Сугробы поднялись выше окон. 2. Ветер разбросал листву. Дорожки разукрасились листьями. 3. Река замерзла. Рыбаки начали ловить рыбу. 4. Дороги стали скользким. Автобусы замедлились свой ход. 5. Наступило жаркое лето. У детей начались каникулы. Нужно добавить союзы. Определить союзное либо бессоюзное предложение?

Наступило жаркое лето, поэтому у детей начались каникулы.
Снег падал целый день, и сугробы поднялись выше окон.
Ветер разбросал листву, и дорожки разукрасились листьями.
Река замерзла, и рыбаки начали ловить рыбу.
Дороги стали скользким., и автобусы замедлились свой ход.

1. Снег падал целый день. Сугробы поднялись выше окон(бессоюз.). 2. Ветер разбросал листву, а дорожки разукрасились листьями(союз.). 3. Река замерзла, а рыбаки начали ловить рыбу(союз.). 4. Дороги стали скользким и автобусы замедлились свой ход(союз). 5. Наступило жаркое лето. У детей начались каникулы.(бессоюз.)

Расставьте знаки препинания и объясните их расстановку(однородные члены предложения и тд). Составьте схему предложения
1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.
4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.


1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2) Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3) Повесть Е. И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
4) С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.



1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта
и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.



1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия, и хранится сейчас в Риме. (однородные)
2) Зимой я ходил на охоту, или рыбалку, или катался на лыжах.
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом, так и зимой.
4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами, и сердце полно ощущения гармонии с природой.
(2 грамматические основы)
1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Ю. Лермонтова и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2) Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3) Повесть Е. И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам, и выражает протест против общественных условий.
4) С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды, так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники, и рощи, и дубравы.

1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта, и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал.
4) В этом портрете есть и лёгкость манеры, и тонкость колористической гаммы, и психологизм образа.
5) Двигатель не успел по-настоящему остыть, и его запустили в течение нескольких минут.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Определить типы подчинительной связи в предложениях. В 1, 3, 5 предложениях определить типы придаточных.

1. Я не понимаю как ты можеш… спать когда за окном такое пр… красное утро.
2. Когда ночная р.. Са и горный ветер осв… жили мою г… рящую голову и мысли пр… шли в обычный порядок я понял что гнат… ся за погибшим счастьем бе… полезно и бе… ра… судно.
3. Очень хорош… храм на Нерли летом когда косари выходят на пойму когда замолкают кукушки и на зелени появляют… ся солнечные подпалины.
4. Многим покажет… ся стран… ым что еще каких (нибудь) сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея если не считать Эрмитажа где русских картин было (не) много.
5. Новаторство идей которые высказа… ы Вернадским в полной мере осозн… ется только теперь когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

1. Я не понимаю, как ты можешь спать, когда за окном такое прекрасное утро. Последовательная. 
2. Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Параллельная 
3. Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. Однородная 
4. Многим покажется странным, что еще каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
5. Новаторство идей, которые высказаны Вернадским в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы. Последовательная.