ПОНЕДЕЛЬНИК
копление
дольник
пленник
плодник
полдень
полдник
декель
деколь
денник
диполь
доение
донник
единое
ельник
келоид
кипень
кодеин
копель
ледник
ленник
неклен
никель
николь
оленек
педель
пенник
пенное
пиноль
пледик
плодик
поение
денье
индол
клион
кнели
кнель
колье
ледок
ленок
леоне
нолик
олеин
олень
пекло
пение
пенни
пенье
пикон
пилон
пинен
пинок
поедь
дело
день
депо
диен
диол
доли
едок
енол
идол
илон
иное
инок
кепи
кило
киль
кино
клин
клип
клон
клоп
конь
копи
копь
леди
лень
линь
неон
ноль
пени
пень
пеон
пике
пиль
пино
пион
плед
плен
плие
плод
поле
полк
поль
пони
дек
дно
док
дол
дон
ель
идо
инк
иод
иол
ион
кед
кен
кил
кин
кип
код
кол
кон
леи
лек
лен
лик
лье
нок
пек
пик
под
пол
пье
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4
Луна уже (на)ущерб_ и (не)уловимо склоняясь к гор_зонту она краснее_т и буд(то) ув_личивается.
Хор_шо было бегать по лужам и после д_ждя вздымая грязные брызги окр_пляя ими рубашку и штаны.
Любуясь и наблюдая люди научились пре_сказывать погоду завтрашнего дня.
Звёзды мерцая молча говорят о бесконечности Вселенной о её раскрытых и ещё (не)раскрытых тайнах.
Перед бором ух_дя (в)низ расст_лался луг п_стреющий цветами.
В гор_де (не) смотря на нехватку мат_риала полным ходом шло строит_льства порта.
(С)лева (от)меня (по)краю бора р_сли мал_нькие сосенки а (кое)где отб_жав от них стояли кудрявые кусты можжевельника.
(Не)смотря на (не)выгодную наружность деревенских хором в комнатах было чисто и опрятно.
Я побежал сквозь кустарник ломая ветви и (не)обращая внимания на их жестокие удары.
Связь с этим районом расположенным в горах была затруднена вследствие разлива реки.
Под…ехав к лесу я ост_новился и набрав (не)много воздуха в легкие засв_стал и потом затих пр_слушиваясь.
Вдруг невдал_ке затр_щал камыш изв_щая о прибытии_ на водопой незн_комого зверя.
Он целый день работал (не)покладая рук стараясь успеть повсюду.
Вследстви_ этого происшествия к_питан уже бол_е года не видался со своими р_дителями
Мы молча шли по у_кой тр_пинке (не) смотря на расст_лающиеся кругом красоты.
В этот утре_ий час (не)удержимо хоч_тся спать и прикорнув за широкой сп_иной отца я клюю носом.
Я стал на краю пл_щадки крепко упёршись левой н_гою в кам_нь и (не)смотря вниз наклонился немного вп_рёд.
Проснувшись в (не)знакомой комн_те он не понимая глядел своими добрыми глазами на (не)довольного адъютанта.
Он спал облокотившись на руку утонувшую локтем в подушк_.
Вдоль ул_цы молча б_жала с_бака высунув язык от жары.
1. Луна уже на ущербе и, /неуловимо склоняясь к горизонту/, она краснеет и будто увеличивается. 2. Хорошо было бегать по лужам и после дождя, /вздымая грязные брызги, окрапляя ими рубашку и штаны/. 3. /Любуясь и наблюдая/, люди научились предсказывать погоду завтрашнего дня. 4. Звёзды, /мерцая/, молча говорят о бесконечности Вселенной, о её раскрытых и ещё не раскрытых тайнах. 5. Перед бором, /уходя вниз/, расстилался луг, пестреющий цветами. 6. В городе, /несмотря на нехватку материала/, полным ходом шло строительство порта. 7. Слева от меня, по краю бора*, росли маленькие сосенки, а кое-где, /отбежав от них/, стояли кудрявые кусты можжевельника. 8. /Несмотря на невыгодную наружность деревенских хором/, в комнатах было чисто и опрятно. 9. Я побежал сквозь кустарник, /ломая ветви и не обращая внимания на них/. 10. Связь с этим районом, расположенным в горах*, была утеряна вседствие разлива реки. 11. /Подъехав к лесу/, я остановился и,/набрав немного воздуха в лёгкие/, засвистел и потом затих,/прислушиваясь/. 12. Вдруг, невдалеке*, затрещал камыш, /извещая о прибытии на водопой незнакомого зверя/. 13. Он целый день работал непокладая рук, /стараясь успеть повсюду/. (фразеол. Оборот не обособляется)14. Вследствие этого происшествия капитан уже более года не видался со своими родителями15. Мы молча шли по узкой тропинке, /несмотря на расстилающиеся кругом красоты/. 16. В этот утренний час неудержимо хочется спать и, /прикорнув за широкой спиной отца/, я клюю носом. 17. Я стал на краю площадки, крепко упёршись левой ногою в камень, и, /не смотря вниз/, наклонился немного вперёд. 18. Проснувшись в незнакомой комнате, он не понимая глядел своими добрыми глазами на недовольного адъютанта.("не понимая" - наречие образа действия, не обособляется)19. Он спал, облокотившись на руку, утонувшую локтем в подушке. 20. Вдоль улицы молча бежала собака высунув язык от жары. (фразеол. Оборот - "бежать высунув язык", "молча" - наречие образа действия).
/.../ - деепричастный оборот, подчёркивается как обстоятельство.... - причастный оборот, подчёркивается как определение.,...*, - уточняющее обстоятельство.
2) Существуют старинные и сокровенные желания человека которые волшебная сказка может по - своему удовлетворить. Есть желания общаться с другими живыми существами. На этом желании основывается появление в сказках говорящих животных и волшебная способность человека понимать язык зверей.
3) В настоящей волшебной сказке обязательно должна быть счастливая концовка. Радость от счастливой концовки волшебной сказки вот одно из благ которыми волшебная сказка наделяет людей. В таких сказках когда наступает неожиданный поворот событий нас пронизывает такая радость будто исполнились самые заветные желания. В счастливой концовке заключено не только утешение но и удовлетворённая справедливость.
1. Расставьте знаки препинания.
2. Во втором предложении первого примера и в первом предложении последнего примера найдите второстепенные члены, которые можно рассматривать как дополнение или как обстоятельство. После этого в последнем предложении второго примера найдите второстепенные члены, которые можно рассматривать как дополнение и определение.
2) Существуют старинные и сокровенные желания человека, которые волшебная сказка может по - своему удовлетворить. Есть желания общаться с другими живыми существами. На этом желании основывается появление в сказках говорящих животных и волшебная способность человека понимать язык зверей. "зверей" - можно рассматривать как дополнение и определение.
3) В настоящей волшебной сказке обязательно должна быть счастливая концовка. Радость от счастливой концовки волшебной сказки - вот одно из благ, которыми волшебная сказка наделяет людей. В таких сказках, когда наступает неожиданный поворот событий, нас пронизывает такая радость. будто исполнились самые заветные желания. В счастливой концовке заключено не только утешение, но и удовлетворённая справедливость.