Пишем - ГОВОРИТЬ - произносим - ГАВАРИТЬ, пишем - НОГА- произносим - НАГА, пишем - МОЛОКО - произносим - МАЛАКО, пишем - ПОЛОЖИТЬ - говорим - ПАЛАЖИТЬ, пишем - МОРОЗ - произносим - МАРОЗ, пишем - СЛОВАРЬ - произносим - СЛАВАРЬ
пишем - ДЕЛАЕШЬ - произносим - ДЕЛАИШ, пишем АВТОБУС- произносим - АФТОБУС.
ответ: звёздный, известно, праздник
2) В какие слова нужно вставить букву д или т? чес_ный, капус_ница, опасн_ный, лес_ной, интерес_но, мес_ный.
ответ: честный (честь), капустница (капуста), месТный (место).
тут НЕ нужны: опасный (опасен), лесной (лес), интересно (интерес).
3) Сколько знакомых тебе орфограмм есть в этих словах: чудесный местный весна? Подчеркни эти орфограммы.
ответ: чудесный, местный, весна.
4) Спиши вставь вместо точек нужные слова:
а) Ступеньки крутой. вели на второй этаж. Ступеньки крутой лестницы вели на второй этаж.
б) Новый год- любимый. детворы. Новый год - любимый праздник детворы.
в) Меня переполняло. радости, восторга. Меня переполняло чувство радости, восторга.
5) Полный фонетический разбор слова "Звёздный":
ЗВЁЗДНЫЙ ¹
слоги: звё|здный - 2 слога, 1-й ударный
перенос: звёзд-ный
транскрипция: [звозный]
з [з] - согл. зв. парн. тв. парн.
в [в] - согл. зв. парн. мягк. парн.
ё [о] - гласн. ударн.
з [з] - согл. зв. парн. тв. парн.
д [-]
н [н] - согл. зв. непарн. тв. парн. сонорн.
ы [ы] - гласн. безударн.
й [й] - согл. зв. непарн. мягк. непарн. сонорн.
8 букв, 7 звуков
буква ё обозначает звук [о]
буква д не обозначает звука [-]
Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жестким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом.
Наступает длинный зимний вечер.
Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову.
Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов.
В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.
Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности скупы.
Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.
Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем тратить деньги.
Услыхав.. Что один из окрестных молодых помещиков ездил в Москву и заплатил там за дюжину рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за жилет к свадьбе, старик Обломов перекрестился и сказал с выражением ужаса, скороговоркой, что «этакого молодца надо посадить в острог».
Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капиталов — держать их в сундуке.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3.
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия.
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3. –повествование с элементами описания в 1-м.; 2 и 3-повествование
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.(баркан, дюжина, помещик, острог, молодец)
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу(гост/ин/ая).
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.(вечЕр)
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.(заложив, горит, ложиться)
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих(жесткий, почесывая).
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.(окрестных)
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия. (присядет, прислушиваясь)
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.(единственное упортребление)
Комплексный анализ текста. Русский язык. 6 класс.
Текст 1
Пр…щальными ра(с, з)катами прогр…мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со…нце ещё щедро отдаёт своё тепло.
В август… в природ… улавливаеш… приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разнотрав…е превратилось в душистые скирды. Небо ра(с, з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт, когда в нём зазв…нят пр…щальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает со…нце, замечаеш… особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. Пол…няли краски летней поры.
Со…нце выплыва…т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч…ной прохлады туманах.
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите основную мысль текста.
4. Стиль текста.
5. Тип текста.
6. Выпишите слова с орфограммами, объясните их написание.
7. Произведите фонетический разбор слова ещё
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
9. Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает
10. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.
ПрОщальными раСкатами прогрЕмели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но соЛнце ещё щедро отдаёт своё тепло.
В августЕ в природЕ улавливаешЬ приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
РазнотравЬе превратилось в душистые скирды. Небо раСчистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждёт, когда в нём зазвЕнят прОщальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает соЛнце, замечаешЬ особо нежное томление земли. Зелёная листва отслужила своё и начинает блекнуть. ПолИняли краски летней поры.
СоЛнце выплываЕт теперь в глубокой тИшине и посеревших от ночной прохлады туманах.
Задания
1. Озаглавьте текст. - КОНЕЦ ЛЕТА
2. Определите тему текста. - ПРИРОДА В КОНЦЕ ЛЕТА
3. Определите основную мысль текста. - СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
4. Стиль текста. ХУДОЖЕТСВЕННЫЙ
5. Тип текста. ОПИСАНИЕ
6. Выпишите слова с орфограммами, объясните их написание.
ПрОщальными - сл. Слово
раСкатами - С перед глухим согласным К
соЛнце -соЛнышко
отдает - дАть
тепло - тЁплый
В августЕ - П. П.
в природЕ - П. П.
улавливаешЬ - 2 л., ед. Ч.
переход - приставка ПЕРЕ
РазнотравЬе - разделительный Ь
превратилось - преврАтный
в душистые - ЖИ-ШИ
раСчистилось - С перед Ч
от облаков - сл. Слово
припекает - припёк
соЛнце - соЛнышко
замечаешЬ - 2 л., ед. Ч.
земли - зЕмли
Зелёная - зЕлень
отслужила - ЖИ-ШИ
своё - свОй
ПолИняли - лИнька
выплываЕт - 1 спр.
тИшине - тИхо
посеревших - сЕрый
от ночной - нОчь
прохлады - приставка ПРО
7. Произведите фонетический разбор слова ещё
е→[й]: согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[и]: гласный, безударный
щ→[щ]: согласный, непарный глухой, непарный мягкий
ё→[о]: гласный, ударный
________________
3 буквы, 2 слога, 4 звука
8. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
Небо звонкое
глубокая тишина
9. Разберите по составу следующие слова:
про-хлад-а,
душ-ист-ые,
при-пек-а-ет
10. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.
В этих приметах нежность и грусть.
1. Конец лета...
2. Конец августа.
3. В августе в природе улавливаешь переходы лета в осень. (Вроде так.)
4. Художественный.
5. Описание или повествование (больше склоняюсь к первому варианту).
6. Тут сразу пишу все последующие аббревиатуры: нбгвкс-непроверяемая безударная гласная в корне слова; пбк-первая буква корня; пнс-проверяемая непроизносимая согласная; пс-проверочное слово; П. П.-предложный падеж; скл.-склонение; рмз-разделительный мягкий знак; пбгвкс-проверяемая безударная гласная в корне слова; спр.-спряжение.
Прощальными-нбгвкс; раскатами-приставка, пбк-глухая; прогремели-нбгвкс; солнце-пнс, пс-солнышко; в августе-окончание, П. П., 2скл.; в природе-окончание, П. П., 1скл.; улавливаешь-глагол; разнотравье-рмз; расчистилось-приставка, пбк-глухая; зазвонят-пбгвкс, пс-звон; замечаешь-глагол; полиняли-пбгвкс, пс-линька; выплывает-1спр.; тишине-пбгвкс, пс-тихо; ночной-в сочетании ЧН не пишется Ь.
7.
1. Ещё-[й э щ о], 2 слога, 2-ой ударный.
2. Звуки: Буквы:
[й]-согласный, сонорный, мягкий; }
Е
[э]-гласный, безударный; }
[щ]-согласный, шумный глухой, мягкий; Щ
[о]-гласный, ударный. Ё
3. 4 звука, 3 буквы.
8. Прощальными (раскатами), звонким (небо стало), глубокой (тишине).
9. Прохлада: про-префикс, хлад-корень, а-окончание, прохлад-основа.
Душистые: душ-корень, ист-суффикс, ые-окончание, душист-основа.
Припекает: при-префикс, пек-корень, а-суффикс, ет-окончание, припека-основа.
10. В этих приметах есть НЕЖНОСТЬ и ГРУСТЬ (дополнения). Небо РАСЧИСТИЛОСЬ от облаков и СТАЛО звонким (сказуемые). Оно ПРИГОТОВИЛОСЬ и ЖДЁТ, когда в нём зазвонят прощальные поклики птиц (сказуемые). Зелёная листва ОТСЛУЖИЛА своё и НАЧИНАЕТ БЛЕКНУТЬ (сказуемые, но в этом предложении я не очень уверена, так как одно из сказуемых-составное). Солнце выплывает теперь В глубокой ТИШИНЕ и В посеревших от ночной прохлады ТУМАНАХ (обстоятельства ИЛИ дополнения).