Выпишите в левый столбик существительные 3 склонения а в правый не 3 склонения. Поставьте Ь там где он не обходим. Состаьвте предложение с выделенными словами. Шалаш(ь) товарищ(ь) (сушка) груш(ь) сторож(ь) этаж(ь) ключ(ь) врач(ь) вещ(ь) (постройка) дач(ь) ноч(ь) (много) луж(ь) плащ(ь) лещ(ь) молодеж(ь) обруч(ь) дрож(ь) помощ(ь) еж(ь) реч(ь) (из-за) туч(ь) рож(ь) доч(ь) много задач(ь) лож(ь) дич(ь) полноч(ь) богач(ь) чертеж(ь) малыш(ь) кирпич(ь) мощ(ь) луч(ь) глуш(ь)

Вещь                  Шалаш
Ночь                  Товарищ
Молодежь          (Сушка) груш
Дрожь                Сторож
Помощь              Этаж
Речь                    Ключ
Рожь                    Врач
Дочь                    (Постройка) дач
Ложь                    (Много) луж
Дичь                      Плащ
Полночь                Лещ
Мощь                    Обруч
Глушь                    Еж
                               (Из-за) туч
                               (Много) задач
                               Богач
                               Чертеж
                               Малыш
                               Кирпич
                               Луч
С какими словами составить предложения?

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Выпишете в левый столбик слова 3-го склонения а в правый не 3-го склонения с выделенными словами составьте предложения шалаш(? ) ТОВАРИЩ(? ) (сушка) груш(? ) сторож(? ) этаж(? ) ключ(? ) врач(? ) вещ(? ) (постройка) дач(? ) ноч(? ) (много) луж(? ) плащ(? ) лещ(? ) МОЛОДЁЖ(? ) обруч(? ) дрож(? ) помощ(? ) ёж(? ) РЕЧ(? ) (из-за) туч(? ) РОЖ(? ) доч(? ) (много) задач(? ) лож(? ) дич(? ) полноч(? ) богач(? ) чертёж(? ) малыш(? ) кирпич(? ) мощ(? ) ЛУЧ(? ) ГЛУШ(? )
Левый столбик(слова третьего склонения то есть слова женского рода оканчивающихся на -Ь): вещь, ночь, молодежь, дрожь, помощь, речь, рожь, дочь, ложь, дичь, полночь, мощь, глушь.
правый столбик: шалаш, товарищ, сушка груш, сторож, этаж, ключ, врач, постройка дач, много луж, плащ, лещ, обруч, ёж, из-за туч, много задач, богач, чертеж, малыш, кирпич, луч.
Мой товарищ учится очень хорошо.
Сейчас молодежь не хочет работать.
Русская речь - это самая богатая речь в мире.
С поля перед заморозками убирают всю рожь.
В окно светит яркий луч солнца.
В далекую глушь отправилась экпедиция.

вещь товарищ
ночь   сушка
молодёжь груш
дрожь этаж
помощь сторож
речь   ключ
рожь врач
дочь  дач
ложь  луж
дичь  плащ
полночь лещ 
мощь обруч
глушь ёж
туч
задач
богач
чертёж
малыш
кирпич
  луч
У меня появился приветливый товарищ
Я видел как на улице гуляла молодёжь
Речь нужна чтобы понимать друг друга
Я в поле видел золотистую рожь
В тёмном лесу стояла глушь
 
 

Убрать цифры, расставить знаки препинания зеленым цветом.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

2. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.

3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.

4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

5. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

6. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.

7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.

9. На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

11. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

13. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

14. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

15. Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы 20 века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

16. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

17. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…

18. По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

19. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

20. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.

21. С моря дул влажный холодный ветер(1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

22. Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

24. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

25. Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

27. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

28. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.

30. Образованный на речке (1) пруд(2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

1. Разноцветные заросли,  образованные одиночными  и колониальными коралловыми полипами , хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей в тихий солнечный день.

2. Амбра, долго пробывшая в морской воде или специально очищенная, имеет едва уловимый  запах жасмина.

3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами, устремлёнными к солнцу,   и окутанными розовой дымкой  деревьями.

4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова,  ушедшего из деревни с обозом в Москву  и ставшего со временем величайшим учёным,  известна сегодня каждому школьнику.

5. Нарядных бабочек-крапивниц, легко порхающих  или греющихся на солнце, можно увидеть в природе  уже ранней весной.

6. Грозовая туча, по временам сверкавшая молниями и издававшая недовольное рокотание, спешила на северо-восток,  всё более открывая тёмное звёздное небо.

7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами, запах цитрусовых  создаёт  целебно действующую  на людей атмосферу.

8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием,  содержащим  элемент характеристики описываемого предмета или лица  и помогающим  избежать неоправданных повторов в тексте.

9. На картине будут лишь  омытый дождём мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да бегущие по влажной траве тени сизых туч,  гонимых ветром.

10. Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг,  спускался к  поросшей зелёным камышом и ивняком  реке.

11. По длинному зыбкому плоту,  сделанному из трёх связанных брёвен, мы перебрались через реку и пошли направо,  держась  недалеко от берега.

12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море,  всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему,  торжествуя  и словно смеясь,  катилось ласковое солнце.

13. Один за другим к костру,  медленно угасающему в ночи,  подходили кони и неподвижно останавливались, глядя на нас  умными глазами.

14. Выпускники.  всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой.  по-новому смотрят на незаметно повзрослевших одноклассников, стремясь видеть в них только хорошее.

15. Леонид Леонов,  являясь классиком русской литературы 20 века, был неутомимым защитником русского леса,  названного им «зелёным другом».

16. Воробей, неожиданно взлетев,  исчез в светлой зелени сада,  прозрачно сквозившей  на фоне предвечернего неба.

17. Степной воздух,  наполненный тысячью разных птичьих свистов, был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья  и неподвижно устремив глаза свои в траву…

18. По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие дымчатые облака, постепенно исчезающие  в синеве.

19. В числе чудаков,  живших в Москве в грибоедовские времена, был человек, описанный в комедии «Горе от ума» под именем Максима Петровича.

20. Дорога, поворачивавшая вправо, шла через огромное поле, засеянное яровыми, и углублялась в лес.

21. С моря дул влажный холодный ветер,  разнося по степи  задумчивую мелодию плеска, набегавшей на берег волны.

22. Утки,  испуганные внезапным появлением охотников, шумно поднялись и,  кувыркаясь в воздухе, медленно и тяжело полетели прочь.

23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и  свято верившей    в свою музу.

24. В мире не счесть мастеров-виртуозов, артистично владеющих  рисунком, живописью, композицией и  создающих  великолепные полотна.

25. Перед нами лежала Койшаурская долина,  пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой,  и, убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца,  скользил по ней голубоватый туман.

26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся, тускло синея сквозь туманную даль, по водянисто-зелёным лугам, и человек, охваченный светлым дыханием весны,  крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

27. Созданный Блоком «страшный мир» города и его "Незнакомка ", пугающая  и неодолимо влекущая к себе,  подавляют поэта.

28. А уже через час оба сидели за шатким столиком  и,  упираясь друг в друга головами, читали длинный список драгоценностей,  некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту, сделанному из трёх связанных брёвен,  и пошли направо,  держась  поближе к берегу.

30. Образованный на речке  пруд,  по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево,  явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка,  раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

Определите. в какой группе слов есть существительные разных склонений. Назовите признаки найденных склонений. Выпишите слова по склонениям. Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед. Яблоня, рожь, лужайка, тень, боль, дедушка, дядя, полянка. Солнышко, утро, яблоко, поле, письмо, колесо, полотенце, горло, болото. Что вы можете сказать о 1-ой и 3-ей группах слов? К какому склонению относятся слова в них?
 1 скл.   2 скл. 3 скл.

Яблоня  Голубь рожь   

лужайка тюлень тень

дедушка отряд  боль

дядя  ручей

полянка  якорь  

  клей

  пень

  чай  

  дед

  солнышко  

  утро

  яблоко  

поле

письмо

колесо

полотенце

горло

болото

1 и 3 группа слов относится к 2 склонению хоть и в 1 группе слов сущ. М р. а в 3 Ср. р. Признаки:  ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ ТРЕХ СКЛОНЕНИЙ 

К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я 

КО 2 СКЛОНЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДНЕГО РОДА С ОКОНЧАНИЯМИ -О,-Е И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МУЖСКОГО РОДА БЕЗ ОКОНЧАНИЯ (А ПРАВИЛЬНЕЕ СКАЗАТЬ - С НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ) 

К 3 СКЛОНЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКОГО РОДА С МЯГКИМ ЗНАКОМ НА КОНЦЕ