2 словосочетания с наречиями: робко поцеловать, пристально смотреть
2 словосочетания "не с глаголами": невзлюбить тренера, не нарушать закон
3 словосочетания с существительными: хороший день, ясная погода, уютное кресло
2 словосочетания с местоимениями: своё дело, их ответ
2 словосочетания с числительными: третий по списку, второе место
Не с глаголами пишется раздельно
С Существительными, прилагательными и наречиями на О(е)
Слитно
1. Если без не не употребляется: невежда, ненастный
2. Синоним без НЕ: неглубокий (мелкий)
Раздельно:
1. Есть противопоставление с союзом А: не высокий, а низкий.
2. Входит в состав отрицательного оборота ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ и т. Д.: далеко не красавица.
С наречиями не на о (е) - раздельно: не так, не слишком.
С деепричастиями и глаголами раздельно, кроме тех, которые без не не употр.
С ПРИЧАСТИЯМИ
СЛИТНО
1. Без не не употр.: ненавидящий
2. Нет зависимого от прич. Слова: неисследованная местность
РАЗДЕЛЬНО
1. Противопоставление: не исследованная, а дикая местность
2. Есть зависимые от прич. Слова: не исследованная геологами местность
3. Краткие: не исследованы
4. Входит в состав отрицательного оборота: далеко не исследованная местность
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4
1. От данных местоимений образовать все недостающие варианты по образцу.
Ни о чем, не за кем, ни у кого, не за что, ни к чему, не для кого, ни к кому, ни о ком, ни на кого, не о чем, ни в чем.
Дальнейшие задания можно усложнить.
2. К глаголу подобрать все возможные местоимения с не или с ни: не пойду ни с кем, ни к кому, ни за чем.
Не виделся …, не вспомнил …, не увидел …, не отвечу …, не спросил …, не виноват.,., не думал …, не говорил …, не нуждался …, не был …, не знал …, не обращался …, не посоветовался ….
Обвинять …, спорить …, идти …, заменить …., спросить прятать раскаиваться …. Надеяться сожалеть …, благодарить …, советоваться ….
3. Данное местоимение употребить с предлогом, подобрать глагол, составить словосочетание: никому— ни к кому не пойду.
Никого, ничем, ничему, ничьи, нечего, некому, некого, некем, никем, ничем, никакой, никаким, нечем.
4. Перестроить предложения, заменив выделенные местоимения отрицательными: Всем хотелось уехать. — Никому не хотелось уезжать.
Он готов был взяться за всякую работу. Все его интересовало, всему он радовался. Ребята обо всем расспрашивали. Чья работа оценена отлично?
5. Глаголы в неопределенной форме заменить формой 3-го лица, и наоборот: Ему не о ком беспокоиться. — Он ни о ком не беспокоится. Как при этом изменятся* местоимения?
Мне – не к кому обратиться. Тебе не на что надеяться. Ему не с кем поделиться своими планами. Мне не за чем к нему обращаться. Это впечатление ни с чем не сравнится.
Правописание не и ни с местоимениями учащиеся смешивают с правописанием в два слова предлогов с местоимениями, поэтому полезно включать предложения, в которых сопоставляются эти случаи.
Никто не мог повлиять на. Него. Я живу у вас и ни в чем не нуждаюсь. Мне ничего ни для кого из них не удалось сделать. Он не чувствовал за собой никакой вины.
Предложения для закрепления.
1) Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и ни в ком не нуждался (Т.).
2) Ни от кого не видела она ласки, и не от кого было ждать ей поддержки (Т.).
3) Я ни с кем не могу здесь сойтись, ни у кого не нахожу поддержки.
4) Он никому ничего не сказал, ни к кому не обращался за помощью.
5) Ни за что не сделал бы этот человек никому ничего плохого.
Правописание не и ни в отрицательных наречиях следует сопоставить с правописанием не и ни в отрицательных и относительных местоимениях: Я ниоткуда и ни от кого не жду помощи.— Мне неоткуда и не от кого ждать помощи. Я никуда ни с кем не пойду.— Мне некуда и не с кем идти.
Выделяем четыре парных наречия, пять наречий, которые пишутся только с ни, и одно наречие с не. Предлагаем задания.
1. Выписать в один столбик наречия, а в другой — местоимения.
Неоткуда ждать; не с кем говорить; он здесь ни при чем; незачем спорить; я туда ни за чем не пойду; ничуть не жаль; ездить незачем; ни о ком и ни о чем не думает; ни в чем не раскаивается; ни за что не согласится; не на что рассчитывать; ни при каких условиях; нисколько не трудно; ни о чем не думай; не для кого стараться; ни за чем не обращался.
2. Заменить данные слова антонимами с ни. Составить словосочетания.
Везде (нигде), всегда (никогда), все (никто), всячески (никак), отовсюду (ниоткуда).
На этом этапе работы важно следить за тем, чтобы учащиеся не путали правила правописания отрицательных местоимений и наречий с ни и правила правописания усилительной частицы ни: Его никто нигде ничему не учил. Он не забыл, ни кто учил, ни где его учили, ни чему его учили.
В первом предложении ни с местоимениями и наречием образует отрицательные местоимения и наречие, выпустить из предложения ни — значит исказить текст.
Во втором предложении ни является усилительной частицей при местоимениях и наречии, ее можно опустить без ущерба для смысла предложения.
Учащиеся разбирают предложения. Местоимения с усилительной частицей заменяют отрицательным местоимением или наречием и составляют с ними новые предложения: Я не помнил, ни кто автор рассказа, ни когда он написан.— Никто не знал, кто автор рассказа. Никогда не читал этой книги.
1) Мы не расспрашивали его, ни откуда он приехал, ни чем он занимается.
2) Было неизвестно, ни кто здесь охотился, ни какой браконьер подстрелил лося.
3) Я не расслышал, ни как его зовут, ни где он живет.
4) Отец не знал, ни где я скрывался, ни что я там делал (Кор.).
5) Я никому не рассказал, ни как я бежал из дома, ни сколько тревог доставило родным мое поведение.
6) Я не знаю, ни кто вы, ни кто он (Т.).
Предложения для закрепления.
1) Он ниоткуда не получал писем, да и сам никому не писал.
2) Ей некуда было идти, не у кого было просить совета.
3) Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука (Т.).
НЕ и НИ с местоимениями и наречиями пишется раздельно