Он видел, как черные орды катятся на юг, и в то же время видел, как собирается таинственно другая сила, вдруг оживает у них в тылу, режет их коммуникации на море и на суше.
Он видел, как чёрные орды катятся на юг, и в тоже время видел, как собирается таинственно другая сила, вдруг оживает у них в тылу, режет их коммуникации на море и на суше.
1984( Оруэлл Джордж)
Каждое наше слово хотим мы этого или нет - это поступок. И только от нас зависит будет ли этот поступок добрым или злым. Недаром в народе сложено множество мудрых пословиц и поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях; «От одного слова - да навек ссора » «Бритва скребет а слово режет» «Слово пуще стрелы разит» «Ласковое слово - что вешний день »
Бережно относиться к родной речи - обязанность не только спеиалистов. Филологов. Лингвистов и литираторов. Это гражданский долг каждого из нас ибо в слове отражается наиональная история и культура. Духовный талант и сила народа.
Название: О словах
а основная мысль-напомнить людям о важности слов в их жизни
Средства связи предложений в тексте определи сам
Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.
Лексические средства связи: Лексический повтор – повторение одного и того же слова.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признакталантливости. (В. Белов)Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф. Абрамов)Грамматические средства связи: Личные местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л. Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А. Чехов)Указательные местоимения (такой, тот, этот)
1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В. Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б. Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти». Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л. Н. Толстой «Война и мир»). Союзы (преимущественно сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А. Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л. Н. Толстой)ЧастицыВводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А. Пушкин). Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А. Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И. Шмелёв)Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Упражнение 1.
Спишите предложения, соединяя однородные члены подходящими по смыслу сочинительными союзами. Графически покажите, какими членами предложения являются однородные члены.
1) Он сеётся... Плачет.
2) Куртка дорожная.. Некрасивая
3) Он красив... Умён.
4) Он красив... Неумён.
5) Он умён... Хитёр.
6) Он глуп... Хитёр.
7) Река широкая... Неглубокая.
8) Река неглубокая... Широкая.
9) Река не глубокая... Мелкая.
Упражнение 2.
Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению.
1) Каждый день родители ожидали,....
2) В сказке говорится о том,...
3) Илья подошёл к окну и увидел,...
4) Я так ничего и не понял,....
5) Друзья часто спрашивают о том,....
ООООО как трудно тоже такое предложение можно составить
Упр. 1
1)Он смеётся и плачет(однородные сказуемые)
====== =====
2)Куртка дорожная, но некрасивая(однород. Определения)
~~~~~~~~ ~~~~~~~~~
3)Он красив и умен(однород, сказуемые)
===== ====
4)Он красив, но неумен.(однород. Сказуемые)
===== ======
5) Он умён и хитёр.(однород. Сказуемые)
==== ====
6) Он глуп, но хитёр.(однород. Сказуемые)
==== =====
7) Река широкая и неглубокая.(однород, определения)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~
8) Река неглубокая, но широкая. (однород, определения)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
9) Река не глубокая и мелкая. (однород, определения)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Упр. 2
1)Каждый день родители ожидали, когда я получу 5 по английскому.
2)В сказке говорится о том, что нельзя обижать младших.
3)Илья подошёл к окну и увидел, как его мама заходит в подъезд.
4)Я так ничего и не понял, когда нам объясняли тему по русскому языку.
5)Друзья часто спрашивают о том, как поживает мой котенок.
Проверяем написание суффиксов наречий, раздельное и слитное написание не с наречиями, слитное, раздельное, дефисное написание наречий
Вариант 1.
1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:
а) сидел (не)подвижно; увидел (не)чаяно; пел (не)громко;
б) ничуть (не)поздно; вовсе (не)красиво; очень (не)прилично;
в) (не)по-дружески; (не)по-свойски; (не)правильно;
г) (не)лепо; (не)доуменно; (не)близко, а далеко;
д) крайне (не)принужденно; весьма (не)привлекательно; нисколько (не)угрожающе;
2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:
а) (не)правда; (не)вежи; (не)приятно; ничуть (не)интересно;
б) (не)доумевать; (не)справедливость; вовсе (не)далеко; (не)веселый;
в) (не)искренно; (не)красив; (не)годуя; (не)взыскательный;
г) (не)вежда; (не)приехав; (не)лепость; (не)вовремя;
3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:
а) нимало; никто; нигде; ни с кем;
б) нигде; никто; никогда; ниоткуда;
в) нисколько; ничуть; неоткуда; незачем;
4. Найди «третий лишний»:
а) н…чуть не испугался; н…как не находил; н…сколько раз;
б) н…куда пойти; н…зачем расспрашивать; н…сколько не завидуя;
в) н…сколько не расстроился; н…когда не злился; н…откуда ждать;
5. «Нн» пишется во всех словах ряда:
а) беше…о вертеться; говорил испуга…о; работал отчая…о;
б) вздрогнул неожида…о; чертил квалифицирова…о; не работает време…о;
в) говорил взволнова…о; ушел неожида…о; отвечал пута…о;
6. Определи предложение с наречием:
а) Собрание взволнова…о сообщением.
б) Общество было взволнова…о.
в) Говорила она взволнова…о.
В наречии пишется _____________________________________
7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:
а) горяч…; свеж…; блестящ…; хорош…;
б) ещ…; певуч…; тягуч..; зловещ…;
в) багаж…м; уж…м; нош…й; нож…м;
г) бельч…нок; скворч…нок; череш…нка; еж…нок;
8. Выпиши буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами – а и – о:
а о
а) издалек…;
б) занов…;
в) наглух…;
г) вправ…;
д) добел…;
е) запрост…;
ж) смолод…;
з) досух…;
и) сызнов…;
Запиши наречие, не имеющее суффиксов – а и – о: ______________________________
Вариант 2.
1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:
а) ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;
б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;
в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;
г) читал (не)выразительно; глядел (не)доуменно; жил (не)далеко;
д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно;
2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:
а) (не)мало; (не)лепо; (не)вразумительно; (не)пряча;
б) (не)брежно; (не)искренность; (не)красивый; (не)продуманный;
в) далеко (не)весело; (не)захотел; (не)вдалеке; (не)приятность;
г) (не)вовремя; (не)поседа; (не)сказав; (не)доверчиво;
3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:
а) ничем; ниоткуда; нигде; немало;
б) нисколечко; незачем; никак; негде;
в) нечем; никому; никем; никого;
4. Найди «третий лишний»:
а) не было н…где; н…зачем спрашивать; н…когда был кучером;
б) не задевали н…мало; н…сколько не горевал; н…где остановиться;
в) н…куда не поеду; н…когда не спрошу; мне было н…когда;
5. «Н» пишется во всех словах ряда:
а) на улице безветре…о; отвечая продума…о; пришел нежда…о-негада…о;
б) говорил мудре…о; поступила ветре…о; говорила пута…о;
в) вертелся беше…о; пел проникнове…о; работал увлече…о;
6. Определи предложение с наречием:
а) Его решение обдума…о, профессионально.
Б) Он всегда действует обдума…о.
В) Все было тщательно обдума…о.
7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:
а) говорить общ…; горяч…; свеж…; изнуряющ…;
б) друж…к; ремеш…к; петуш…к; виш…нка;
в) ещ…; протестующ…; вызывающ…; зловещ…;
г) врач…м; стриж…м; печ…т; береж…т;
8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами – а и – о:
а о
а) сначал…;
б) смолод…;
в) засветл…;
г) влев…;
д) начист…;
е) докрасн…;
ж) слев…;
з) затемн…;
и) издавн…;
Запиши наречие, не имеющее суффиксов – а и – о: ______________________________
1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:
а) сидел неподвижно; увидел нечаянно; пел негромко;
б) ничуть не поздно; вовсе не красиво; очень неприлично;
в) не по-дружески; не по-свойски; неправильно;
г) нелепо; недоуменно; не близко, а далеко
д) крайне непринужденно; весьма не привлекательно; нисколько не угрожающе;
2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:
а) неправда; невежи; неприятно; ничуть не интересно;
б) недоумевать; несправедливость; вовсе не далеко; невеселый;
в) неискренно; некрасив; негодуя; невзыскательный;
г) невежда; не приехав; нелепость; невовремя;
3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:
а) нимало; никто; нигде; ни с кем;
б) нигде; никто; никогда; ниоткуда;
в) нисколько; ничуть; неоткуда; незачем;
4. Найди «третий лишний»:
а) ничуть не испугался; никак не находил; несколько раз;
б) некуда пойти; незачем расспрашивать; нисколько не завидуя;
в) нисколько не расстроился; никогда не злился; неоткуда ждать;
5. «Нн» пишется во всех словах ряда:
а) бешено вертеться; говорил испуганно; работал отчаянно;
б) вздрогнул неожиданно; чертил квалифицированно; не работает временно;
в) говорил взволнованно; ушел неожиданно; отвечал путано;
6. Определи предложение с наречием:
а) Собрание взволновано сообщением.
б) Общество было взволновано.
в) Говорила она взволновано.
В наречии пишется _____________________________________
7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:
а) горячо свежо; блестяще; хорошо;
б) ещё; певуче; тягуче зловеще;
в) багажом; ужом; ношей; ножом;
г) бельчонок; скворчонок; черешенка; ежонок;
8. Выпиши буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами – а и – о:
а о
а) издалека;
б) заново;
в) наглухо;
г) вправо;
д) добела;
е) запросто;
ж) смолоду;
з) досуха;
и) сызново;
Запиши наречие, не имеющее суффиксов – а и – о: ______________________________
Вариант 2.
1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:
а) ничуть не интересно; совершенно неинтересно; далеко не весело;
б) не по-приятельски; не по-нашему; неверно;
в) нестройно; неприветливо; не хорошо, а плохо;
г) читал невыразительно; глядел недоуменно; жил недалеко;
д) очень некрасиво; никогда не поздно; крайне непродуманно(?);
2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:
а) немало; нелепо; невразумительно; не пряча;
б) небрежно; неискренность; некрасивый; непродуманный;
в) далеко не весело; не захотел; невдалеке; неприятность;
г) невовремя; непоседа; не сказав; недоверчиво;
3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:
а) ничем; ниоткуда; нигде; немало;
б) нисколечко; незачем; никак; негде;
в) нечем; никому; никем; никого;
4. Найди «третий лишний»:
а) не было негде; незачем спрашивать; некогда был кучером;
б) не задевали немало; нисколько не горевал; негде остановиться;
в) никуда не поеду; никогда не спрошу; мне было некогда;
5. «Н» пишется во всех словах ряда:
а) на улице безветренно; отвечая продуманно; пришел нежданно-негаданно;
б) говорил мудрено; поступила ветрено; говорила путано;
в) вертелся бешено; пел проникновенно; работал увлеченно;
6. Определи предложение с наречием:
а) Его решение обдумано, профессионально.
Б) Он всегда действует обдуманно.
В) Все было тщательно обдумано.
7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:
а) говорить общо; горячо; свежо; изнуряюще;
б) дружок; ремешок; петушок; вишенка;
в) ещё; протестующе; вызывающе; зловеще;
г) врачом; стрижом; печёт; бережёт;
8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами – а и – о:
а о
а) сначала;
б) смолоду;
в) засветло;
г) влево;
д) начисто;
е) докрасна;
ж) слева;
з) затемно;
и) издавна;