В роли связок в именном сказуемом употребляются глаголы быть, стать, становиться, являться, делать, казаться и т. д. Глагол-связка в настоящем времени не употребляется: Ученье – лучшее богатство.
Чаще всего в роли именной части составного сказуемого употребляются имена существительные в именительном или творительном падеже и имена прилагательные в полной или краткой форме: Отец мой был слесарь. Я стал инженером. Ко мне явился ангел.
Погода была хорошая. (была хорошая)
Она будет инженером. (будет инженером)
Она сидела усталая. (сидела усталая)
Тире между подлежащим и сказуемым.
1 вариант
Отметьте номера предложений, в которых нужно ставить тире.
1)Твоя радость и горе _это радость и горе для меня.
2) Иметь разборчивый почерк _первое правило вежливости
3) Этот яркий свет_ словно ливень золотой.
4) Наш край _богат и прекрасен.
5) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _белый медведь.
Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится:
Голова без ума_что фонарь без света.
Волков бояться_в лес не ходить.
Большой театр_один из самых известных в мире оперных театров.
Я_честный человек и никогда не говорю комплиментов.
Сердце_не камень
Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка:
Двадцать пять лет возраст зрелый.
Кино, безусловно, самый массовый вид искусства.
Разумно жить минутой дорожить.
Воздух – словно поцелуй ребёнка.
Наташа Ростова привлекает нас своей непосредственностью, а Пьер – добротой и порядочностью.
Запишите предложения, расставив знаки препинания. Из правого столбца выпишите номера соответствующих им правил.
1. Знание орудие а не сила.
1. Тире ставится, так как подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – инфинитивом.
2. Мудрость есть дочь опыта.
2. Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены числительными.
3. Тайна успеха не торопиться.
3. Тире не ставится между подлежащим, выраженным именем существительным в именительном падеже, и составным именным сказуемым, выраженным глаголом-связкой в инфинитиве и именной частью – именем существительным в именительном падеже.
4. Шестью восемь сорок восемь.
4. Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но перед сказуемым стоит отрицательная частица не.
5. Слово не воробей.
5. Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но между ними стоит вводное слово.
6. Правда говорят воздух без которого дышать нельзя.
6. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
1 вариант: тире ставится в между подлежащим и сказуемым в 1, 2,
не ставится в 1, 4, 5
предложения. В которых допущена пунктуационная ошибка: 1, 3, 4
1. Знание - орудие, а не сила. 6. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.
2. Мудрость есть дочь опыта.- 3. Тире не ставится между подлежащим, выраженным именем существительным в именительном падеже, и составным именным сказуемым, выраженным глаголом-связкой в инфинитиве и именной частью – именем существительным в именительном падеже.
3. Тайна успеха не торопиться. 4. Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но перед сказуемым стоит отрицательная частица не.
4. Шестью восемь - сорок восемь. 2. Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены числительными.
5. Слово не воробей. 4. Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но перед сказуемым стоит отрицательная частица не.
6. Правда, говорят, воздух, без которого дышать нельзя. 5. Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но между ними стоит вводное слово.
Упражнение 1
задание
Подчеркните главные члены предложения, подчеркните грамматические основы, подчеркните причастие и деепричастие, обьясните пропущенные буквы.
Упражнение:
1. Сверкнув в ппросек. мы направились по утопта(н, нн)ой тротинк.
2. На пр. горке, как баррикады, навал. ны слома(н, нн)ые и вывороче(н, нн)ые с к. рнями деревья.
3. Всклокоче(н, нн)ые тучи, клубясь, быстро несут(? )ся невестькуда.
4. Ветер, уг. монившись за ночь, зам. р.
5. Небо украш. но узорами св. ркающих звёзд.
6. Весь город залит мерцающими огнями, над ним, ра. двинув тьму, в. сит матовый свет.
7. Комната узкая, дли(н, нн)ая; все полки уставл. ны книгами.
Упражнение 2
задание
Расставте пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, подчеркните причастие и деепричастие, обьясните пропущенные буквы.
Упражнение:
1. Десентбыл выброш. н ночью. Семеро моряков попрыгали в мелкую воду и едва удерж. ваясь на ногах стали проб. раться к берегу. Они шли, спотыкаясь о камни поддерж. вая друг друга. Наконец море выпустило их на берег и захлопнуло за собой дверь.
2. На окраин. городка, на берегу моря, стоит серый об. лиск. Он похож на большой к. нжальный штык поблёск. вающий на солнце. У подножия об. лиска лежат цветы. Веточка гвоздики с горящ. м пунцов. м цветком похожа на маленький факел. В застывш. м бетон. белела табличка. На ней было написа(н, нн)о Вечная слава участникам героического десанта. Дальше шли имена погибших.
Сверкнув-деевпричастие. Утоптанной-причастие
2. На пригорке(приставка при указывает на близость предмета), как баррикады, навалены сломанные*приставка с) и вывороченные*приставка вы) с корнями деревья.
Причастия: сломанные, вывороченные
3. Всклокоченные(приставка вс) тучи, клубясь, быстро несутся(отвечает на вопрос "что делают? ") невесть куда.
Причастие: всклоченные. Деепричастие: клубясь
4. Ветер, угомонившись за ночь, замер.
Деепричастие: угомонившись.
5. Небо украшено узорами сверкающих звёзд.
Причастие: сверкающих
6. Весь город залит мерцающими огнями, над ним, раздвинув тьму, висит матовый свет.
Причастие: мерцающими. Деепричасите: раздвинув(т. к. после приставки "раз" идет звонкая д, то пишим з)
7. Комната узкая, длинная; все полки уставлены книгами.
Где не указал пояснения значит не могу пояснить либо невозможно.
2 упражнение
1. Десент был выброшен ночью. Семеро моряков попрыгали в мелкую воду и, едва удерживаясь на ногах, стали пробираться(после корня идет суффикс а, поэтому пишем бир) к берегу. Они шли, спотыкаясь о камни, поддерживая друг друга. Наконец, море выпустило их на берег и захлопнуло за собой дверь.
2. На окраине(Предложный падеж) городка, на берегу моря, стоит серый обелиск. Он похож на большой кинжальный штык поблёскивающий на солнце. У подножия обелиска лежат цветы. Веточка гвоздики с горящим(творительный падеж) пунцовым цветком похожа на маленький факел. В застывшем бетоне(Предложный падеж) белела табличка. На ней было написано: Вечная слава участникам героического десанта. Дальше шли имена погибших.
На счет "похож(а)" не уверен!
Грамматические основы 1 упр-я:
подлежащее сказуемое
мы направились
деревья навалены
тучи несутся
ветер замер
небо украшено
город залит
свет висит
комната узкая, длинная
полки уставлены
2 упражнение
десант был выброшен
семеро моряков попрыгали, стали пробир.
они шли
море выпустило, захлопнул
остальное напишу в сообщении
1) Дайте определение имени существительного.
2)Что нового вы узнали осклонении и родесущ.?
3)У каких сущ. И в каких падежах в ед. Ч. Пишутся в окончании буквы е и и?
4)Как образуются имена сущ.?
5)Как отличить сущ. С приставкой не от сущ. С отрицательной частицей?
1)Имя существительное отвечает на вопросы: кто? Что? - обозначает предмет
2)О том, что есть существительные разносклоняемые, несклоняемые, общего рода и о склонении фамилий иноязычного происхождения
3)Е пишется в Д. П. 1скл, П. П. 1 и 2 скл. И пишется в Р. П. 1 скл, Д. П. 1, 3 скл, П. П. 1, 2, 3 скл 4)имена существительные могут быть образованы разными способами: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный.
5)если слово без частицы "не" не существует, значит, это существительное с приставкой "не". Например, "неряха". Нельзя ведь сказать: "нет, он- ряха".