Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения синтаксического наклонения времени, лица; они выражаются разными способами. Это различие закреплено в двух типах простого предложения – двусоставных и одно составных. Двусоставным называется предложение, которое состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: Вороне где-то бог послал кусочек сыру (И. Крылов). Односоставным называется предложение, которое состоит только из одного главного члена - подлежащего или сказуемого. По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы:. Определенно-личные, например: Люблю ходить босиком по траве;. Неопределенно-личные, например: В поселке открыли новую школу;. Безличные, например: Светает;. Обобщенно-личные, например: Цыплят по осени считают (Пословица);. Назывные, например: Ночь. Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются утверждение и отрицание. В утвердительных предложениях выражается связь действия или признака с предметом, утверждается самостоятельный признак или наличие предмета, например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.); Расчистило на западе (Б.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали. Вот и дом (Сер.). В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с предметом, наличие независимого признака или бытие предмета, например: Идеализм теперь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (посл.). Отрицание имеет специальный показатель – частицу не (ни), но может быть выражено описательно: Ступай, ступай – нет работы! Какая зимой работа? (М. Г.). При наличии «двойного» отрицания выражается усиленное утверждение: Оленин не мог не любоваться конем (Л. Т.). Члены предложения бывают главными и второстепенными. Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.
Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.
Я с инт__ресом рассматривал р__звалины крепости.
Красная р__кета – с__гнал к действию.
Компас с с__бой захв__тил пастуш__к.
Р__зведчики очень ост__рожны и опытны.
З__мля – наш общий дом.
Память о летн__м рассвете я в гор__д с с__бой ун__су.
Шлют птицы пр__щ__льный пр__вет р__дным м__стам.
Окружающий нас мир огромен и уд__вителен.
Задание 2.
Отметьте галочкой неверное утверждение.
Слова в предложении должны быть связаны грамматически.
Основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), а может состоять из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).
Дополнение, определение, обстоятельство, обращение – это второстепенные члены предложения.
Задание 3.
Подчеркните словосочетание: глагол + наречие.
а) на веселом карнавале;
б) возле дороги;
в) говорить громко;
г) прибежал мальчик;
д) шёл и думал;
е) учиться с желанием.
Задание 4.
Подчеркните словосочетание со значением предмета и его признака:
а) объяснить пример;
б) вырос гриб;
в) едем направо;
г) в синюю даль;
д) красный и синий;
е) мальчик умен.
Задание 5.
Отметьте галочкой побудительные предложения.
Пони бегает по кругу и в уме круги считает.
Разве я вожу детей хуже взрослых лошадей?
Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!
Я съедаю очень мало, меньше кошек и собак.
Я выносливее многих: и верблюда, и коня!
Подогните ваши ноги и садитесь на меня.
Задание 6.
Отметьте галочкой распространённые предложения.
Жили-были дед и баба.
Здравствуй, мой далекий незнакомый друг.
Посмотришь мультфильм и обрадуешься.
Кот услыхал, прибежал, спас петушка
Задание 7.
Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным.
Снегирь – пухленькая красногрудая птичка.
Зверь встал на задние лапки.
Дневной жар сменился вечерней прохладой.
Свежа распустившаяся роза!
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.
Я (подлежащее, выражено личным местоимением) с интересом рассматривал (сказуемое, выражено глаголом) развалины крепости.
Красная ракета (подлежащее, выражено сущ. В именительном падеже) – сигнал (сказуемое, выражено сущ. В именительном падеже) к действию.
Компас с собой захватил (сказуемое, выражено глаголом) пастушок (подлежащее, выражено сущ.).
Разведчики (подлежащее, выражено сущ.) очень осторожны (сказуемое, выражено кратким прилагательным) и опытны (сказуемое, выражено кратким прилагательным).
Земля (подлежащее, выражено сущ. В именительном падеже) – наш общий дом (сказуемое, выражено сущ. В именительном падеже).
Память о летнем рассвете я (подлежащее, выражено личным местоимением) в город с собой унесу (сказуемое, выражено глаголом).
Шлют (сказуемое, выражено глаголом) птицы (подлежащее, выражено сущ.) прощальный привет родным местам.
Окружающий нас мир (подлежащее, выражено сущ.) огромен (сказуемое, выражено кратким прилагательным) и удивителен (сказуемое, выражено кратким прилагательным).
Задание 2.
Отметьте галочкой неверное утверждение.
Дополнение, определение, обстоятельство, обращение – это второстепенные члены предложения.
Задание 3.
Подчеркните словосочетание: глагол + наречие.
в) говорить громко;
Задание 4.
Подчеркните словосочетание со значением предмета и его признака:
г) в синюю даль;
Задание 5.
Отметьте галочкой побудительные предложения.
Приходите, генералы, в воскресенье в зоопарк!
Подогните ваши ноги и садитесь на меня.
Задание 6.
Отметьте галочкой распространённые предложения.
Посмотришь мультфильм и обрадуешься.
Кот услыхал, прибежал, спас петушка
Задание 7.
Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным.
Свежа распустившаяся роза!
2 уровень.
1. Укажите безличные предложения:
а) От окопов пахнет пашней.
б) Приятно пахнет сирень.
в) Из открытого окна пахнуло весной.
2. Замените двусоставные предложения односоставными.
а) Я заболел. –
б) Приближается вечер. –
3. В тексте указать назывные предложения. Ночь. Полное безмолвие. Ни звука. На небе сияет одинокая луна.
4. Какое суждение неверно?
а) Неполные предложения часто употребляются в диалоге.
б) Неполные предложения встречаются во второй части сложных предложений.
в) Тире в предложении означает, что в нем пропущен какой-либо член и что предложение является неполным.
г) Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстановить.
5. Найдите неполное предложение:
а) Не смейтесь над страстным рыболовом, он – служитель прекрасного культа.
б) Трое ворот вели из города, одни – на полдень, другие – на север, а третьи – прямо в Орду.
1. Ответы а, в. Сказуемые "пахнет" и "пахнуло"
2. А. Мне нездоровится
б. Вечереет
3. В назывных предложениях есть один главный член-подлежащее. Ответы Ночь. Полное безмолвие
4. Ответ в. Тире необязательно означает, что перед нами неполное предложение. Оно может стоять, например, между подлежащим и сказуемым, при приложении и т. Д.
5. Ответ б. Тире стоит на месте сказуемого "вели"
Двусоставные педложения. Это те, в которых основа выражена подлежащим и сказуемым: Мама варит суп. (Основа мама варит)
Односоставные предложения, эт предложения, в которых основа выражена либо подлежащим, либо сказуемым. Односоставные предложения бывают:
Опеределенно личные: Люблю тебя, Петра творение... (основа люблю)
Неопределенно личные это слова 3л мн числа, чаще всего: Ведут ко мне коня. (основа "ведут) мы не можем сказать сколько человек ведут его.
Обобщенно личные, часто выражаются пословицами. Это слова 2-го лица, наст или буд вемени в изъявительном наклонении. В предложении никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо. Прим: Отдаёшься невольно во власть окружающей бодрой природы. (основа "отдаешься", не сказано про кого, обобщение)
Безличные: За окном вечерело.
Номинативные (назывные). Безглагольное предложение! Например" Ночь. Такие предложения часто используются в качестве связки между предложениями