Степь раскинулась до самого горизонта, охватывая всё поле зрения. Степь(подлежащее) раскинулась (сказуемое) до(предлог)самого(определение) горизонта(дополнение), охватывая всё поле зрения(обстоятельство(деепричастный оборот). Характеристика: (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., осложн. Обст., выраж. Дееприч. Об.)
1. В сумерках я уже опять ш_гал по ст_пи. Ветер ласково ве_л мне в лицо с молч_ливых курганов. Я отдыхал на них среди ровных бе_конеч_ных п_лей опять думал о ст_рине о людях почива_щих в ст_пных м_гилах под смутный шелест с_дого к_выля. 2. Б_рёза оч_рова_ая осен_ю была счас_лива и покорна и вся с_яла, озарё_ая (с)низу отсв_том сухих лист_ев. 3. Знойные и сухие ветры разг_няли тучи подн_мали вихри по д_роге со_нце (н_)щадно п_лило хл_ба и травы. 4. Степь (во)круг была м_ртва а д_сяток уц_левших изб можно было (из)далек_ пр_нять за кибитки к_чевников п_кинутые в поле после битвы или чумы.
В сумерках я уже опять шагал по степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. Я отдыхал на них среди ровных, бесконечных полей, опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля. 2. Берёза, очарованная осенью, была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая снизу отсветом сухих листьев. 3. Знойные и сухие ветры разгоняли тучи, поднимали вихри по дороге, солнце нещадно полило хлеба и травы. 4. Степь вокруг была мертва, а десяток уцелевших изб можно было издалека принять за кибитки кочевников, покинутых в поле после битвы или чумы.
Наречия:
В сумерках, ласково, в лицо, нещадно, вокруг.
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип сложного предложения, выделите союзы.
1. Мы сможем поехать на праздники домой, если вовремя сдадим все зачеты, если первый экзамен назначат не раньше 9 января и, если нам выдадут стипендию.
2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки, молоденькие библиотекарши прихорашиваются и стараются принарядиться.
3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и, чтобы люди считали его студентом, а не школьником.
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки», мои родители будут расстроены.
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах, так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня, так как экономические реформы его не интересуют, охоту он любит, а красотой природы восхищаться не способен.
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел.
8. Чтобы дочь общалась в приличном, с точки зрения отца, обществе и чтобы нашла себе достойного жениха, Фамусов устраивает дома балы.
9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей способности очаровать любую девушку.
10. «Мертвые души» – поэма, так как в ней присутствует лирический герой и, так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему.
11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони, и когда утром следующего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел, в его сознании совершается переворот.
12. Многие не понимают: зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование.
13. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.
14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением.
15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде.
16. Читая роман я смог почувствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы.
17. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злиться.
18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить.
19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами.
20. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам.
21. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел.
1. Мы (полеж.) сможем(сказуемое) поехать(сказуемое) на праздники домой, если вовремя сдадим(сказ.) все зачеты, если первый экзамен назначат(сказ.) не раньше 9 января и если нам выдадут(сказ.) стипендию. СПП с однородным подчинением придат.
2. Когда наступает(сказ.) время(подл.) экзаменов и студенты(подл.) заполняют(сказ.) библиотеки, молоденькие библиотекарши(подл.) прихорашиваются(сказ.) и стараются(сказ.) принарядиться(сказ.). СПП
3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом, а не школьником. СПП
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки», мои родители будут расстроены. СПП
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах, так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня, так как экономические реформы его не интересуют, охоту он нелюбит, а красотой природы восхищаться не способен. СПП
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны, то в конце романа его ждал бы счастливый удел. СПП
8. Чтобы дочь общалась в приличном, с точки зрения отца, обществе и чтобы нашла себе достойного жениха, Фамусов устраивает дома балы. СПП
9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей способности очаровать любую девушку. СПП
10. «Мертвые души» – поэма, так как в ней присутствует лирический герой и так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему. СПП
11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следующего дня обнаруживает, что старый дуб опять зазеленел, в его сознании совершается переворот. СПП
12. Многие не понимают, зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование. СПП
13. Он не предупредил нас, что уезжает отдыхать, и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке, и что вернется на работу только в новом году. СПП
14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением. СПП
15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено, что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде. СПП
16. Читая роман, я смог почувствовать, что жизнь не изменилась с тех времен, и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы. СПП
17. Ленский не понимает, что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина- лишь способ заставить Владимира злиться. СПП
18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе: о чем можно и о чем нельзя говорить. СПП
19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами. СПП
20. Обломов мечтает о том, как будет проводить время в деревне, как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам. СПП
21. Трудно сказать, стал ли бы Ленский настоящим поэтом или, как и предполагал Пушкин, его бы обыкновенный ждал удел. ССП
Делать по примеру 1-го предложения
1. Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2. На самом деле их не так уж много. 3. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода. 4. Звезды – это те же солнца. 5. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния. 6. Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. 8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
9. И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. ( 156 слов.)
Грамматические задания.
1 вариант.
1. Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.
2. Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3. Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.
4. Замените словосочетание русская женщина, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
5. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством.(ами)
7. Среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией
8. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
1. Количество звезд, неисчислимо. 2. На самом деле их не так уж много. 3. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода. 4. Звезды – это те же солнца. 5. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния. 6. Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. 8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.
9. И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. 156 слов