Составьте и запишите предложения, соответствующие данным схемам.
1. - = -•-•-.
2. - и - =.
3. ~ и ~ - = ---.
4. ~ - = ---.
5. - =, =, =.
1, 3, 4- распространенные. Эти предложения распространенные, потому что в них есть второстипенные члены предложения.
2, 5-не распространенные.
1)Маша гуляла во дворе.
2)Петя и Ваня обедают.
3)Красивая и умная девочка танцует вальс.
4)Мой друг думает о погоде.
5)Юля танцует, поет, рисует
Обл…дает, сл…вами, озн…чает, угр…жает. Разл…чают, выр…жают, отл…чают.
2) Допишите словосочетания по вопросам определите их на вид.
Сигнал (какой?)..., понимают язык (какой?)..., животные (какие?)..., подают сигнал (кому?)..., общаются( с кем?)..., стучит по земле (чем?)....
3) Спишите сначала нераспространённые, а затем распространённые предложения. Чем они отличаются?
Собака лает. Собака оскаливают зубы. Пчёлы летают. Пчёлы возвращаются в улей. Птицы поют. Кошки мяукают. Кошки просят пищу. Маленькие птички громко поют. Лошадь стучит копытом. Цыплятам угрожает опасность. Животные издают определённые звуки.
1)Вставьте вместо точек безударные гласные:
Обладает, словами (слОво), означает (знАчить), угрожает (угрОза), различают (разлИчие), выражают, отличают (отлИчие).
2) Допишите словосочетания, по вопросам определите их на вид:
Сигнал (какой?) - громкий - согласование
понимают язык (какой?) сложный - согласование
животные (какие?) опасные - согласование
подают сигнал (кому?) спасателям - управление
общаются( с кем?) с другом - управление
стучит по земле (чем?) палкой - управление
3) Спишите сначала нераспространённые, а затем распространённые предложения. Чем они отличаются?
Нераспространенные: Собака лает. Пчёлы летают. Птицы поют. Кошки мяукают.
Распространенные: Собака оскаливают зубы. Пчёлы возвращаются в улей. Кошки просят пищу. Маленькие птички громко поют. Лошадь стучит копытом. Цыплятам угрожает опасность. Животные издают определённые звуки.
Они отличаются наличием второстепенных членов.
что-то (подлежащее, выражено неопределенным местоимением)
зашевелилось (сказуемое простое глагольное, выражено глаголом)
посреди заводи ( обстоятельство места, выражено существительным с предлогом)
тихой ( определение согласованное, выражено прилагательным)
я ( подлежащее, выражено личным местоимением)
увидел (сказуемое простое глагольное, выражено глаголом)
голову (дополнение прямое, выражено существительным)
выдры (определение несогласованное, выражено существительным)
плывущую к берегу (определение согласованное, выраженное причастным оборотом).
сложное предложение, части связаны сочинительным соединительным союзом И, предложение сложносочиненное.
обе части - простые предложения, двусоставные, распространенные, вторая часть осложнена обособленным определением плывущую к берегу, выраженным причастным оборотом.
схема:
[ 1 ], и [ 2 ].
Обособление - выделение запятыми, обособленные - выделенные, выделяются причастные обороты стоящие до слова, с которым они связаны, все деепричастные обороты
1. Обособление – это выделение членов предложения интонацией и на письме, чтобы придать им синтаксическую и смысловую самостоятельность. Обособленными могут быть любые члены предложения.
2. Для обособления второстепенных членов предложения, они должны:
• Располагаться в особенном порядке;
• Уточнять характер отношения одного члена предложения к другому;
• Обладать определенной смысловой нагрузкой;
• Намеренно выделяться в предложении автором;
• Стоять возле других обособленных членов;
• Не сочетаться синтаксически и по смыслу с другими членами предложения.
3. o Определения обособляются:
• Если оно относится к личному местоимению я, ты, вы, мы, он, она, они, оно. Например: Как она, любимая, могла так поступить?
• Если выражено причастием или прилагательным с зависимыми словами и стоит после определяемого слова: Дом, построенный недавно, еще нуждался в отделке.
• Имеет дополнительные значения причины или уступки. Например: Уставшая после рабочего дня, мама ушла отдыхать.
• Несколько нераспространенных прилагательных стоит после определяемого слова. Например: Мне нравится ее характер, справедливый и смешной.
• Они выражены существительным в косвенном падеже и стоят в предложении после определяемого слова. Например: Уже знакомый нам дедушка, с длинной бородой, медленно побрел в сторону восходящего солнца.
o Приложения обособляются, если:
• Они распространенные и выражаются нарицательным существительным с зависимыми словами, а стоят после определяемого слова: Май, последний весенний месяц, порадовал теплом.
• Одиночные и относятся к нарицательному существительному с зависимыми словами. Например: Наша внучка, артистка, хочет быть знаменитой.
• относятся к собственному существительному и стоит после него. Например: Стихи Цветаевой, великого русского поэта, не могут не оставить глубокий след в сердце читателя.
• Они относятся к личному местоимению: Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни…
4.
Всегда обособляются обстоятельства, которые представлены оборотами с предложными сочетаниями «невзирая на», «несмотря на». Например: Несмотря на плохую погоду, она все-таки пошла на почту.
o Деепричастие обособляется, если:
• Употребляется в форме оборота. Например: Закрыв окно, она продолжила свой рассказ.
• Оборот стоит после союза а. Например: Нужно исправить ошибку, а исправив ее, отдать тетрадь обратно учителю.
• Одиночное деепричастие обособляется, если не утрачено значение действия (нет перехода в наречие).
5.
Уточняющими членами предложения называются слова, которые объясняют смысл предшествующих слов. В речи выделяются интонацией, а на письме запятыми. Пример: Сегодня, в два часа дня, приходите в актовый зал.
6.
Обособленные члены произносятся с выделительной интонацией: выделяются паузами и сопровождаются повышением или понижением тона, в зависимости от того, в каком месте предложения находятся.