20 Б
Спишите, расставляя нужны знаки. (препинания и двоеточия там)
Определите, какими частями речи выражены обобщающие слова и однородные члены. (подчеркнуть в общем)

1. Все пахло кусты акации листья сирени листья смородины лопухи.

2. И уж целых двадцать лет тому назад все это было перелески, сороки, болота, кувшинки, журавли.

3. Спустя некоторое время послышались звуки шуршание камышей щелканье утиных носов.

4. Хорь понимал действительность то есть обустроился накопил деньжонку ладил с барином и с прочими властями.

5. Ветер упорно как бы настаивая на своем нагибал все в одну сторону акацми цветы лопухи траву и макушки деревьев.

6. Много нужно закупить в городе летнюю одежду для детей и невесток чай и сахар для всего аула.

1. Все( - мест.) пахло:  кусты акации, листья сирени, листья смородины, лопухи.

2. И уж целых двадцать лет тому назад все( -, мест.) это было: перелески, сороки, болота, кувшинки, журавли.

3. Спустя некоторое время послышались звуки( сущ. -): шуршание камышей, щелканье утиных носов.

4. Хорь понимал( =, гл.) действительность, то есть:  обустроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями.

5. Ветер упорно, как бы настаивая на своем, нагибал все в одну сторону( ---, сущ.): акации, цветы, лопухи, траву и макушки деревьев.

6. Много нужно закупить в городе: летнюю одежду для детей и невесток, чай и сахар для всего аула.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Расставте знаки препинания, испрате ошибки, найдите обзацы: Мы взяв ведра собрались по грибы. В лесу после приезда мы разделились я пошёл с бабушкой. По
дороге я расспрашивал какие грибы сьедобны и как их срезать. Мы пришли на поляну грибов я не видел бабушка отодвинув палкой сухие листья показала мне подберёзовик и срезав положила в ведро. Я начал их искать находил я много но неправильно их срезал и большинство были не пригодны для пищи. И бабушка сказала мне их искать. По дороге домой я был разочарован ведь я мог лучше но понимал это был мой первый поход в лес по грибы. Думаю в следующий раз мне стоит проявить терпение, быстроту, знания и я наберу нужное количество грибов.

Мы, взяв ведра, собрались по грибы. В лесу после приезда мы разделились: я пошёл с бабушкой. Подороге я расспрашивал, какие грибы съедобны и как их срезать. Мы пришли на поляну, грибов я не видел, бабушка, отодвинув палкой сухие листья, показала мне подберёзовик и, срезав, положила в ведро. Я начал их искать, находил я много, но неправильно их срезал, и большинство были не пригодны для пищи. И бабушка сказала мне их искать. По дороге домой я был разочарован, ведь я мог лучше, но понимал: это был мой первый поход в лес по грибы. Думаю, в следующий раз мне стоит проявить терпение, быстроту, знания, и я наберу нужное количество грибов.

Отметь предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить двоеточие.
1) Уже не стало видно _ ни земли, ни деревьев, ни неба.
2) Все вокруг заблистало _ лужи, листья, градины.
3) У нас здесь всякие грибы есть _ и груздочки, и белые, и подосиновики.
4) При дороге растет _ ромашка, лопухи, полынь.

Стоит двоеточие в: б) Всё вокруг заблистало: лужи, листья, градины. В) У нас сдесь всякие грибы есть: и грузочки, и белые, и подосиновики. Изменим предложения: а) Уже не стало видно ничего: ни земли, ни деревьев, ни неба. Г) При дороге растут растения: ромашка, лопухи, полынь. (двоеточие стоит после обобщающего слова)

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения.

1. У каждого грибника, наверное, есть свои «тайные» участки леса.(Л. Лебедев) 2. Летом дни долгие, как говорят в народе, от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать. (П. Проскурин) 3. На небе задумчиво замерли легкие облака, ещё розовые от заката. (М. Горький)



2. Среди предложений 1- 3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

1. В воздухе пахло водой, травой, туманом – одним словом, пахло ранним прекрасным летним утром.(Л. Толстой) 2. Темное небо над освещенной улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.(И. Бунин) 3. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. (Арсеньев)



3. Среди предложений 1- 3 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

1. Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь слабо освещенный, затемненный лампочками коридор. (Полевой) 2. Вдали показалась пристань - маленький красный домик, выстроенный на барке. (Куприн) 3. И ручеек, толкаясь в камнях, спешит, зовет, куда–то вдаль, к неведомым просторам.(Бунин)



4. Среди предложений 1- 3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

1. Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме, горело врассыпную несколько ярко –красных огней. (Чехов) 2. Над полем низко провисая, лениво стонут провода. (Твардовский) 3. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (Паустовский)



5. Среди предложений 1- 3 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

1. Вы, как инициатор, должны играть главную роль. (Панова) 2. Страж рыбаков и друг их неизменный, маяк горит бессменно на посту. (Рождественский) 3. Напрасно мы пытались пристроиться к грузовикам, следующим в направлении Мещёры. (Нагибин)



6. Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения.

1. В. К. Арсеньев совершил множество путешествий по тайге Приморья, гора Сихотэ –Алиня, Камчатки – малоисследованным местам нашей Родины. 2. Большой ученый, он занимался всеми отраслями географической науки, изучал флору и фауну. 3. Им было опубликовано свыше шестидесяти работ. 4. Эти книги, читаемые людьми всех возрастов, много раз и большими тиражами издавались у нас и переводились на многие языки мира.



7. Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

1. В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает угрюмо. (Пушкин) 2. Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева от дороги. (Полевой) 3. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. 4. Миша опустил голову и, не сразу, тихо ответил. (Горький)



8. Среди предложений 1- 5 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

1. Коваленко сидел, нагнувшись, и молчал.(Чехов) 2. На даче, очень неприглядной на вид, с низкими потолками, с неровными щелистыми полами, было три комнаты. ( Чехов) 3. Через минуту платформа задрожала и, пыхая сбиваемым от мороза паром, прокатился паровоз.(Толстой) 4. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли, наконец, берега. (Толстой) 5. Мир наступил, землю согревая, унося артиллерийский дым. (Светлов)



9. Среди предложений 1- 3 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

1. Вопреки нашим опасениям, бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами. 2. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших, несмотря на возраст, своей старости. (С. – Микитов) 3. Толпа казаков звонко, в несколько голосов, говорила на берегу. (Толстой) 4. Хорь присел на скамейку и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Тургенев)

1). 3. На небе задумчиво замерли легкие облака, ещё розовые от заката.
2) 3 В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. 
3) 1. Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь слабо освещенный, затемненный лампочками коридор.
4) 3. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. 
5) 2. Страж рыбаков и друг их неизменный, маяк горит бессменно на посту.
6) 2. Большой ученый, он занимался всеми отраслями географической науки, изучал флору и фауну. 
7) 3. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.
8) 3. Через минуту платформа задрожала и, пыхая сбиваемым от мороза паром, прокатился паровоз. Мир наступил, землю согревая, унося артиллерийский дым.
9) 4. Хорь присел на скамейку и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор.