Расставьте недостающие знаки препинания. Определите виды придаточных частей.

1. Утром я проснулся оттого что в иллюминатор свободно лилось солнце. (Пауст) 2. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему народу. (Пауст) 3. Я работаю как писатель вовсе не для выражения определенного воззрения на все социальные вопросы, но ради того чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех ее проявлениях. (Л. Т.) 4. Дорога скоро будет очищена потому что снаряды и патроны имеются и войска хотят драться. (А. Т.)

1. Утром я проснулся оттого, что в иллюминатор свободно лилось солнце. (Пауст) (Изъяснительное)
2. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему народу. (Пауст)  (обстоятельственное-причины )
3. Я работаю, как писатель, вовсе не для выражения определенного воззрения на все социальные вопросы, но ради того чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда неистощимых всех ее проявлениях. (Л. Т.) (обстоятельственное-условие)
4. Дорога скоро будет очищена, потому  что снаряды и патроны имеются и войска хотят драться. (А. Т.)(обстоятельственное-причины)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Проект по русскому языку. Челен предложения подлежащие. Пожалуйста напишите.

Цели: сообщить о способах выражения подлежащего существительным, местоимением, словосочетанием; учить находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Подлежащее, сказуемое, восклицание, спор, дискуссия,

дискутировать.

III. Работа по теме урока.

1. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, с. 65.

2. Выполнение упражнений 155 (письменно), 156 (устно).

3. Повторение о подлежащем, с. 66.

IV. Беседа по вопросам.

1. Назовите главные члены предложения.

2. Что такое грамматическая основа предложения?

3. С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в тексте? Что обозначает подлежащее?

4. Какими частями речи выражается подлежащее? (Примеры.)

5. Может ли подлежащим являться сочетание слов? (Примеры.)

6. Что знаете о сказуемом? Расскажите.

7. Из скольких главных членов предложения может состоять грамматическая основа? (Примеры.)

8. Как называются остальные члены предложения? (Примеры.)

V. Запись под диктовку.

· Задание. Выделите подлежащее и сказуемое, надпишите, какими частями речи они выражены.

1. Писатель К. Паустовский хорошо знал русскую природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах.

2. Служили два товарища.

3. Тишина.

VI. Игра «Найди подлежащее».

Игру можно провести устно или письменно.

Прошло теплое ______. Наступает ненастная, дождливая ______. Перелетные ______ собираю__ся в дальний путь. Первыми ул__тают наши летние ______. Длин__ыми ц__почками ул__тают наши летние ______. Счастливого вам пути, наши дорогие друзья!

· Дополнительное задание. Найдите в тексте однокоренные слова к слову перелетные. Проведите разбор по составу.

VII. Проверочная работа.

Ц е л ь  р а б о т ы – проверка умения учащихся находить основу предложения, в которой подлежащее выражено именем существительным, местоимением или сочетанием слов.

I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

1. Веселые отблески огня играли на стекле.

2. На печке два мальчика сладко посапывали.

3. Валентина вспомнила сказку про Ивашечку.

4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.

5. Сырой туман висел над рекой.

II. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.

2. Они вывели бычка на улицу.

3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.

4. Дед бережно вынул из конверта письмо.

5. Она босиком побежит по свежей траве.

(По Л. Воронковой.)

III. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.

1. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков.)

2. Земля в саду усыпана осенними листьями.

3. Темная дождевая вода непрерывно хлестала в окна.

4. Я увидел на стекле три капли дождя.

5. У папы три капли упали со шляпы. (В. Левин.)

К о н т р о л ь н ы й   л и с т о к: I – 1, 3, 5.

                       II – 2, 5.

                       III – 1, 5.


Когда окружающая действительность стремительно, и не всегда ко всеобщему удовольствию, меняется, язык именно в силу своей стабильности остается один поддержкой и опорой, позволяет сохранять собственную идентичность и культурную преемственность. Поэтому люди реагируют на языковые инновации весьма болезненно. Легко заметить, что в любой радио- или телепередаче, где говорят о языке или культуре, кто-нибудь обязательно начинает восклицать: «Как мы стали говорить! Зачем столько заимствований? Мы забываем хорошие русские слова, теряем духовность... Скоро вообще не сможем читать Пушкина без перевода!» То, что язык оказывается переменчивым и пугающе незнакомым, люди нередко воспринимают как утрату последнего прибежища и окончательный крах.

Между тем оснований для таких панических настроений в общем-то нет. Язык – организм очень живой и живучий. Он чрезвычайно чувствителен и восприимчив, но ему не так-то просто что-нибудь навязать. Если новое слово или новое значение слова прижилось, значит, это зачем-то языку нужно: в нашем сознании, в культуре появился новый смысл, новое понятие, для которого недостает словесной оболочки. А если нет потребности в такой оболочке – как новое слово ни насаждай, язык его либо отторгнет, либо переосмыслит и вложит в него то содержание, которое ему нужно. Однако это не означает, что нет смысла вообще говорить о том, правильно ли мы употребляем те или иные слова, выражения. Например, метаморфозы претерпело слово амбиции. До недавнего времени амбициозным называли человека с завышенной самооценкой и безосновательными притязаниями. Так язык отражает укорененное в русской культуре представление о том, что гордому человеку следует смиряться. И вот все изменилось. Появилось поколение успешных и амбициозных молодых людей, которые отвечают на вызовы жизни – делают карьеру. И ничего в этом плохого язык уже почти не видит. Слово амбиция приобрело иную, скорее положительную окраску. Удержится ли она – покажет время


1) Определите стиль и тип речи текста
2) Сформулируйте тему текста и его основную проблему
3) Определите микротемы текста. Запишите их в виде плана
4) Сформулируйте позицию автора текста и укажите аргументы, которые он приводит и доказательство верности своих суждений
5) В чём вы согласны с автором? Приведите свои аргументы
6) В чём вы не согласны с автором или не совсем согласны? Аргументируйте своё мнение
7) Перечитайте 12-е и 13-е предложения и приведите свои 5-6 примеров иностранных слов, которые "прижились" в русском языке за последние десятилетия
8) Укажите, каким видом чтения вы пользовались при работе с текстом и выполнении заданий.

1.) Текст-рассуждение публицистического стиля.
2.)Тема: язык априори живой и живучий, это саморазвивающаяся система. Проблема: стоит ли языку меняться под давлением неологизмов или сохранять движение по консервативной стезе?
3.) 1. Страх человечества перед неведанным будущим родного языка. 
     2. Язык есть самостоятельная саморазвивающаяся система.
     3. Пример с понятием "амбициозность"
4.)Автор текста утверждает, что язык, будучи "живым и живучим", сам найдёт возможное место и применение новоприбывшим словам, и человеческий разум не в силах повлиять на то, приживётся то или иное значение или же канет в небытие.
5.) (имей свою точку зрения, формулировать за тебя мысль я не обязан)
6.) (имей свою точку зрения, формулировать за тебя мысль я не обязан)
7.) Любые популярные неологизмы:
файл, флешка, сканер, репост, рингтон, роуминг, скраб (и т. Д.)
8.)Пожалуй, просмотровое чтение.

На этом всё.

1) Прочитайте предложения, найдите в каждом из них сказуемое и расскажите, как вы определили его тип. Спишите, объясняя написание слов со скобками и
пропущенными буквами. Подчеркните грамматические основы предложений.
1. Завирайка всю дорогу не³ мог успокоит(?)ся и³ отчаянно-весело ла…л (А. Куприн). 2. В…т... Ринар в конце концов согл…сился² лечить зайца (К. Паустовский). 3. Я начал его ра(ссс)прашивать об образе жизни на водах и о пр…мечательных лицах (М. Лермонтов). 4. Вот с этого врем…ни мы опять стали часто встречат(?)ся. 5. Мой ответ может ра(ссс)троить вас.
2) Из предложения 3 выпишите словосочетания, составьте их схемы и определите вид подчинительной связи.

1. Завирайка (подлежащее) всю дорогу не мог успокоитЬся (орфограмма: что сделатЬ? Не мог успокоиться - составное глагольное сказуемое) и отчаянно-весело лаял (суффикс я; простое глагольное сказуемое) (А. Куприн). 2. ВЕтЕринар (орфограмма: «безударная гласная» - это словарное слово; подлежащее) в конце концов, соглАсился (орфограмма: безударная гласная в корне слова, проверочное слово - соглАсие) лечить (согласился лечить – составное глагольное сказуемое) зайца (К. Паустовский). 3. Я (подлежащее) начал его раССпрашивать (орфограмма: приставки –рас и –с; начал расспрашивать - составное глагольное сказуемое) об образе жизни на водах и о примечательных (приставка при) лицах (М. Лермонтов). 4. Вот с этого времени (суффикс – ен) мы (подлежащее) опять стали часто встречатЬся (орфограмма: что делатЬ? Стали встречаться – составное глагольное сказуемое). 5. Мой ответ (подлежащее) может раССтроить (орфограмма: приставка раС, корень Строи; может расстроить – составное глагольное сказуемое) вас.

Простое глагольное сказуемое – отвечает на вопрос что делал? Что делает? Что будет делать? И имеет способ выражения ГЛАГОЛ (лаял).
Составное глагольное сказуемое - отвечает на вопрос что делал? Что делает? Что будет делать? И имеет способ выражения ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ+ИНФИНИТИВ (не мог +успокоиться, согласился +лечить; начал +расспрашивать; стали +встречаться; может +расстроить).
Подлежащее подчеркнуть одной чертой, сказуемое (простое, составное глагольное сказуемое) – двойной чертой.      

2) Из предложения 3 выпишите словосочетания, составьте их схемы и определите вид подчинительной связи.
1) расспрашивать его (главное слово «расспрашивать», ставим над ним крестик,  ведем стрелку с вопросом «кого?» к местоимению «его» (в. П.), вид подчинительной связи - УПРАВЛЕНИЕ);
2) расспрашивать об образе (главное слово «расспрашивать», ставим над ним крестик,  ведем стрелку с вопросом «о чем?» к существительному «об образе» (п. П.), вид подчинительной связи  УПРАВЛЕНИЕ);
3) об образе жизни (главное слово «об образе» (п. П.), ставим над ним крестик,  ведем стрелку с вопросом «чего?»  к существительному жизни (р. П.), вид подчинительной связи -УПРАВЛЕНИЕ);  
4) жизни на водах (главное слово «жизни» (р. П.), ставим над ним крестик,  ведем стрелку с вопросом «где?»  к существительному «водах» (п. П.), вид подчинительной связи - УПРАВЛЕНИЕ);  
5) о примечательных лицах (главное слово «лицах», ставим над ним крестик,  ведем стрелку с вопросом «каких?» к прилагательному «примечательных» (ср. Р, мн. Ч., п. П.), вид подчинительной связи - СОГЛАСОВАНИЕ);
6) начал расспрашивать  (главное слово «начал», ставим над ним крестик,  ведем стрелку с вопросом «что делать?» к глаголу «расспрашивать», вид подчинительной связи - ПРИМЫКАНИЕ).