Спишите, расставляя знаки препинания. 1. Светило солнце такое радостное и нежное и равнодушное. 2. Дома у себя под голубым ласковым небом под пышными еще не жаркими лучами солнца Борис стал быстро оживать. 3. В сенях что-то грохнуло и покатилось должно быть самоварная труба. 4. В поле было грустно пусто холодно неприветливо а какой бодростью какой готовностью к жизни и верой в ней полная моя юная одинокая душа!
1) Светило солнце, такое радостное и нежное, и равнодушное.
2) Дома у себя под голубым ласковым небом, под пышными, еще не яркими лучами солнца, Борис стал быстро оживать.
3)В сенях что-то грохотнуло и покатилось, должно быть самоварная труба.
4) В поле было грустно, холодно, неприветливо. А какой бодростью, какой готовностью к жизни, и верой!  В ней полная моя, юная, одинокая душа!

1. Светило солнце, такое радостное, и нежное, и равнодушное.
2. Дома у себя, под голубым ласковым небом, под пышными, еще не жаркими лучами солнца, Борис стал быстро оживать.
3. В сенях что-то грохнуло и покатилось, должно быть, самоварная труба.
4. В поле было грустно, пусто, холодно, неприветливо, а какой бодростью, какой готовностью к жизни и верой в ней полна моя юная одинокая душа!

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Правильно расставить пунктуацию!
4. На дворе за садом слышались последние звуки дня. 5. Утомленные долгой дорогой, они быстро уснули. 6. А он мятежный просит бури… 7. Юлай, крещеный калмык, сделал важное донесение. 8. Липовый цвет заваривают как чай, и пьют, как успокаивающее. 9. Где-то там, внизу в тайге, идет этот маленький отряд. 10. В избе было холодно, топили мало, берегли дрова. 11. Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник. 12. Я был скромен, меня обвинили в лукавстве. 13. Сегодня я встал поздно, прихожу к колодцу - никого нет. 14. Слышу я, звенит синица, средь желтеющих полей. 15. Служить бы рад - прислуживаться тошно. 16. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. 17. Прошла неделя, месяц, он не возвращался. 18. Когда я вошел, все замолчали, видимо говорили обо мне. 19. На западе всходила багровая луна, две деревенские бабы рвали капустные листья, темный лес хмуро шумел. 20. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить, футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. 21. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой, сквозь стеклянную дверь была видна комната с паркетным полом, должно быть гостиная: старинное фортепьяно, да на стенах гравюры в широких рамах и больше ничего.

4. На дворе, за садом, слышались последние звуки дня. 5. Утомленные долгой дорогой, они быстро уснули. 6. А он мятежный просит бури… 7. Юлай, крещеный калмык, сделал важное донесение. 8. Липовый цвет заваривают как чай, и пьют, как успокаивающее. 9. Где-то там, внизу в тайге, идет этот маленький отряд. 10. В избе было холодно, топили мало, берегли дрова. 11. Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник. 12. Я был скромен, меня обвинили в лукавстве. 13. Сегодня я встал поздно, прихожу к колодцу - никого нет. 14. Слышу я- звенит синица, средь желтеющих полей. 15. Служить бы рад - прислуживаться тошно. 16. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. 17. Прошла неделя, месяц, он не возвращался. 18. Когда я вошел, все замолчали, видимо говорили обо мне. 19. На западе всходила багровая луна, две деревенские бабы рвали капустные листья, темный лес хмуро шумел. 20. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить, футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. 21. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой, сквозь стеклянную дверь была видна комната с паркетным полом, должно быть гостиная: старинное фортепьяно, да на стенах гравюры в широких рамах и больше ничего.

Выпишите предложения, содержащие причастные и деепричастные обороты, расставьте недостающие знаки препинания.
Произведите морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия.

... Мысль о том, чтобы собрать слова имеющие отношения к природе пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову, Например, после слова ’сосулька" можно напечатать отрывок из Пришвина: "Повислые под кручей частые длинные корни деревьев теперь под темными сводами берега превратились в сосульки и нарастая больше и больше достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновали их, они качались стуча друг о друга звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа..." Думая о словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил его на разделы: слова «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных. Я понимал, что такой словарь нужно составить так, чтобы его можно было читать, как книгу. Тогда он давал бы представление как о нашей природе, так и о широких богатствах языка.
Конечно, эта работа была бы не под силу одному человеку. У него не хватило бы на нее всей жизни

... Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношения к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.  Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову, Например, после слова ’сосулька" можно напечатать отрывок из Пришвина: "Повислые под кручей частые длинные корни деревьев теперь под темными сводами берега превратились в сосульки и, нарастая больше и больше, достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновали их, они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа..." Думая о словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил его на разделы: слова «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных.
1. Думая - деепричастие (что делая?)
2. Морфологические признаки:
Н. Ф. - думать
Постоянные: несовершенный вид, неизменяемая форма
3. Делил (как?) думая - обстоятельство
1. Имеющие - причастие (какие?)
2. Морфологические признаки
Н. Ф. - имеющий
Постоянные: действительное, настоящее время, несовершенный вид
непостоянные: во мн. Числе, в вин. Падеже
3. Слова (какие?) имеющие определение

1. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа
предложения?
1) Некоторые из айсбергов(подлежащее)гиганты(сказуемое) длиной в несколько десятков километров.
2) Наши знания существенно расширили(сказуемое) последние открытия(подлежащее) археологов.
3) Учителем Александра Македонского был(сказуемое) знаменитый Аристотель(подлежащее).
4) В товарищеском матче наши футболисты(подлежащее) не ударили в грязь лицом(сказуемое).

2. Укажите пример с грамматической ошибкой (обратите внимание на согласование
подлежащего и сказуемого).
1) Бóльшая часть картин передана в музей.
2) У костра сидело несколько человек.
3) Сочи расположен на той же широте, что и Бостон.
4) Кто из вас вчера были на концерте?

3. Укажите предложение(я) с простым глагольным сказуемым.
1) Сестра будет рада такому подарку.
2) Шофёр будет ждать у подъезда.
3) Кто-нибудь из вас будет врачом.
4) К сентябрю школа будет отремонтирована.
5) Через час вы будете дома.

4. В каком(-их) примере(-ах) допущена пунктуационная ошибка?
1) На экзамене главное – уметь сосредоточиться.
2) Плохая погода не помеха для туриста.
3) Работать в поле не языком болтать.
4) Сказуемое один из главных членов двусоставного предложения.
5) В устье эта река как море.

5. Какое из утверждений относится к данному предложению?
Без энергии Солнца жизнь на Земле была бы невозможна.
1) По цели высказывания это предложение побудительное.
2) Подлежащее выражено синтаксически цельным сочетанием.
3) Сказуемое составное глагольное.
4) Сказуемое состоит из связки в форме условного наклонения и именной части,
выраженной прилагательным.

Прочитайте предложения и выполните задания 6 – 10.
(В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка.)
А. Но на самом деле они появляются в любых широтах.
Б. Мираж происходит от полного отражения светового луча плотным слоем воздуха.
В. Долгое время считалось, что миражи бывают только в жарких странах.
Г. Иногда эти предметы отражаются прямо, а иногда в перевёрнутом виде.
Д. При этом становятся видимыми отражения предметов лежащ__ за линией
горизонта.

6. В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) Б, А, Г, В, Д
2) Б, В, Г, Д, А
3) В, Б, Д, А, Г
4) В, А, Б, Д, Г

7. Какого словосочетания нет в предложении Б?
1) отражения луча 2) светового луча
3) отражения воздуха 4) слоем воздуха


8. Найдите пунктуационную ошибку. Выпишите слово, после которого должен
стоять знак препинания, затем в скобках поставьте этот знак препинания.
Ответ: __________________________ ( ) ______________________

9. Выпишите грамматическую основу предложения Д.

10. Какое окончание должно быть у слова «лежащ__» в предложении Д: -их или -ие?
Обоснуйте своё решение. (Ответ должен быть полным, из 2 – 4 фраз.)

1. Ответ 3 (сказуемое - был учителем)
2. Ответ 4 (Кто…был)
3. Ответ 2, 5
4. 3) Работать в поле - не языком болтать.
4) Сказуемое - один из главных членов двусоставного предложения.
5. Ответ 4
6. 4) В, А, Б, Д, Г
7. 3) отражения воздуха 
8. В предложении Д: предметов (,)
9. Отражения - подлежащее, становятся видимыми - сказуемое
10. У слова «лежащ__» в предложении Д должно быть окончание -их. Определяемое слово - "предметов". Задаем вопрос: предметов каких? Вопрос оканчивается на -их. Значит, в причастии "лежащих" тоже окончание -их.