Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние(?) предмета. В ночь погода зашумела, взволновалася река, уж лучина догорела в дымной хате мужика. Дети спят, хозяйка дремлет, на полатях муж лежит, буря воет; вдруг он внемлет: кто-то там в окно стучит. (П.) Слова: стучит, воет, зашумела, взволновалась, догорела, внемлет – обозначают д е й с т в и я предмета (тире тут ни к чему). Слова: спит, дремлет, лежит – обозначают состояние предмета (тире тут ни к чему). Глагол отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Ученик (что делает?) читает рассказ. Рассказ (что с ним делается? Что делает рассказ? Читается.) читается учениками. ◄ § 81. Изменение глагола. Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: н а с т о я щ е е, п р о ш е д ш е е и б у д у щ е е. Стучу (настоящее время), стучал (прошедшее время), постучу, буду стучать (будущее время). В глаголе различаются три лица (1-е, 2-е, 3-е) и два числа: е д и н с т в е н н о е и м н о ж е с т в е н н о е. Лицо Единственное число Множественное число 1-е 2-е 3-е стучу стучишь стучит стучим стучите стучат В прошедшем времени глагол не имеет особых личных окончаний, а лицо выражается только личным местоимением. Например: я стучал, ты стучал, он стучал. В прошедшем времени глагол изменяется по родам и числам: брат стучал (мужской род), сестра стучала (женский род), что-то стучало (средний род), мы стучали (множ. Число). Изменение глагола по лицам, временам и числам называется спряжением. Глаголы могут иметь на конце частицу -ся или -сь. Глаголы, оканчивающиеся на -ся (-сь), называются в о з в р а т н ы м и. После согласных и й употребляется -ся, а после гласных – -сь: моет – моется, мыл – мылся, мыть – мыться, мой – мойся, мою – моюсь, мыли – мылись. Эта частица, думаю, произошла от себя, которое в местных говорах произносится ся, как меня – мя, тебя – тя. Возможно моюся, т. Е. Мою себя, мылися – мыли себя. ◄ § 82. Роль глагола в предложении. В предложении глагол, обычно, бывает сказуемым. Сказуемое-глагол обозначает действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в данном предложении, и согласуется с подлежащим в числе и лице, а в прошедшем времени – в числе и роде. Мы смело бросаемся на врага; вслед за нами красная конница ринулась в бой; враг поспешно отступает. Мы бросаемся. Сказуемое бросаемся согласуется с подлежащим мы в лице и числе. Конница ринулась. Сказуемое ринулась согласуется с подлежащим конница в роде и числе.
1) Все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее, - имеют глаголы несовершенного вида.
2) В неопределённой форме они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
3) Будущее сложное время
Прошедшее, настоящее и будущее-имеют глаголы несовершенного вида, в неопределенной форме они отвечают на вопрос-Что делать? Сложное время-будущее
наклонении обозначьте суффикс прошедшего времени. Найдите глаголы в изъявительном наклонении обозначьте их окончания устно укажите время.
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
Никогда (не)чертыхнёт(?)ся,
(Не)скандалит,(не)кричит,
В кресло мя…кое заб…ёт(?)ся
И мечтательно журчит:
"Я(б) турецкий изучил...
Я(бы) радио включил...
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я с…грал(бы) на рояле...
Я с…грал(бы),
Коль умел(бы),
Если мог(бы),
Полетел(бы),
Я(бы) съел вагон п…рожных,
Если только их имел(бы)!"
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
Никогда не чертыхнётся,
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
"Я б турецкий изучил...
Я бы радио включил...
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле...
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы !"
Название условного наклонения: Наклоненье сослагательное!
Глаголы условного наклонения: изучИЛ б,
включИЛ бы, сыгрАЛ бы, умЕЛ бы, мог бы, полетЕЛ бы, съЕЛ бы,
имЕЛ бы. - суффикс прошедшего времени - л.
Глаголы изъявительного наклонения:
Не чертыхнЁТся(неопред. Форма, буд. Время), не скандалИТ(наст. Время),
не кричИТ(наст. Время), забьЁТся(неопред. Форма, буд. Время),
журчИТ(наст. Время).
1)Русская литература всегда жила пр…блемами чел…вечности пр… блемами совести и сострадания и в числе писателей поставивших в центр своего творчества тему взаимосвязи памяти и нравстве…ой жизни чел…века можно назвать Ф. Абрамова.
2) Герои Ф. Абрамова помогают нам лучше понять ту истину что без высоких (духовно) нравстве…ых це…остей и обог…щё…ых сегодняшней практикой национальных традиций Россия н…когда (не) будет ни великой ни свободной.
3) Поэтому в повести “Поездка в прошлое” автор говорит о совест… и чест… долге проявленном не только в экстр…мальных условиях но и повседневной жизни.
4)Заглавие повести должно подвести к размышлению о роли прошлого в нашей жизни.
5) Долгое время мы пр…выкали мечтать о будущем делая его смыслом нашего существования и уходя от насущных пр…блеем настоящего.
6) Но прошлое всегда с нами и оторват…ся от него (не) возможно в нем и память поколений и наши собстве…ые пр…ступления перед совестью которые (не) могут растворит…ся во времени и прошлое становиться нашим судьёй самым грозным и бе…пощадным.
7) По мнению писателя обладание памятью является важнейшей духовной потребностью человека так как совесть это память к которой пр…соед…няется моральная оценка соверш…нного.
8) Именно поэтому будущее нашего Отечества будет завис…ть от тех до кого всё же достучалась наша российская память.
1)Русская литература всегда жила прОблемами челОвечности, прО блемами совести и сострадания, и в числе писателей, поставивших в центр своего творчества тему взаимосвязи памяти и нравствеННой жизни челОвека, можно назвать Ф. Абрамова.
2) Герои Ф. Абрамова помогают нам лучше понять ту истину, что без высоких духовно-нравствеННых цеННостей и обогАщёННых сегодняшней практикой национальных традиций, Россия нИкогда не будет ни великой, ни свободной.
3) Поэтому в повести “Поездка в прошлое”, автор говорит о совестИ и честИ, долге, проявленном не только в экстрИмальных условиях, но и повседневной жизни.
4)Заглавие повести должно подвести к размышлению о роли прошлого в нашей жизни.
5) Долгое время мы прИвыкали мечтать о будущем, делая его смыслом нашего существования и уходя от насущных прОблеем настоящего.
6) Но прошлое всегда с нами и оторваться от него невозможно: в нем и память поколений, и наши собствеННые прЕступления перед совестью, которые не могут растворитЬся во времени, и прошлое становиться нашим судьёй, самым грозным и беСпощадным.
7) По мнению писателя, обладание памятью является важнейшей духовной потребностью человека, так как совесть- это память, к которой прИсоедИняется моральная оценка совершЕнного.
8) Именно поэтому будущее нашего Отечества будет зависЕть от тех, до кого всё же достучалась наша российская память.
1) Русская литература всегда жила проблемами человечности, проблемами совести и сострадания, и в числе писателей, поставивших в центр своего творчества тему взаимносвязи и нравственной жизни человека, можно назвать Ф. Абрамова.
2) Герои Ф. Абрамова помогают нам лучше понять ту истину, что без высоких духовнонравственных ценностей, и обогощенных сегоднешней практикой национальных традиций - Россия никогда не будет ни великой, ни свободной.
3)Поэтому повести "Поездка в прошлое", автор говорит о совести и чести, долге, проявленном не только в экстримальных условиях, но и поседневной жизни.
4)Заглавие повести должноподвести к размышлению о роли прошлого в нашей жизни.
5)Долгое время мы привыкали мечтать о будущем, делая его нашем смыслом существования, и уходя от насущных проблем настоящего.
6) Но прошлое всегда с нами и оторваться от него невозможно, в нем и память поколений и наши собственные преступления перед совестью, которые не могут раствориться во времени, и прошлое становится нашим судьёй, самым грозным и беспощадным.
7) По мнению писателя, обладание памятью является важнейшей духовной потребностью человека, так как совесть - это память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
8)Именно поэтому будущее нашего Отечества будет зависить от тех, до кого все же достучалась наша российская память.