Определите тип спряжения глаголов. Какие глаголы-исключения вы отнесли ко 2 спр. Образец: прибежать(разн.), ползать(1спр)

1. Зашуметь, следить нестись, дождаться, забежать, объесться,
2. Красить, постелить, чистить, аплодировать, сбрить, увидеть, держать, тренироваться, записать, задать, вертеться.
3. Обидеть, обижать; согнать. Сгонять; лететь. Летать; смешить смеяться; говорить, сказать.

   1.  зашуметь (2 спр.), следить (2 спр.), нестись (1 спр.), дождаться (1 спр.), забежать (разноспряг.), объесться (разноспряг.)
    2. Красить (2 спр.), постелить (1 спр.), чистить (2 спр.), аплодировать (1 спр.), сбрить (1 спр.), УВИДЕТЬ (2 спр., искл.), ДЕРЖАТЬ (2 спр., искл.), тренироваться (1 спр.), записать (1 спр.), задать (разноспряг.), ВЕРТЕТЬСЯ (2 спр., искл.)
     3. ОБИДЕТЬ (2 спр., искл.), обижать (1 спр.), СОГНАТЬ (2 спр., искл.), сгонять (1 спр.), лететь (2 спр.), летать (1 спр.), смешить (2 спр.), смеяться (1 спр.), говорить (2 спр.), сказать (1 спр.)
      Глаголы-исключения 2 спр. Выделены прописными буквами                         

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Увидишь это слово отностся ко 2 спряжению потому что это слово исключение?

Тут специфично, поэтому, кому интересно, все под катом.

Спряжение, казалось бы, легчайшая тема! Выучи исключения, да применяй! Я даже иногда говорю детям крамольное "сейчас надо отключить мозги, все в высшей степени примитивно и автоматизированно". При этом сначала еще нужно побеспокоиться, чтобы они знали написание начальных форм типа клеИть, видЕть, лаЯть и т. П. 

Но еще, да, надо понять, когда это правило применять, чтобы не проверять им все подряд, что надо и что не надо.

Но вот даешь им слова с пропущенными окончаниями, а они все равно вставляют не те буквы, хоть все и делают правильно сначала. Вот принцип работы такой: Ставишь глагол в начальную форму (что делать?); если он там заканчивается на -ить, или если это исключения из группы "гнать,...", вставляй "и" или "я" в личные формы; если не на -ить или брить, стелить, зиждиться, зыбиться - вставляй "е" или "ю".

Вот честное слово, мозги включать не надо. Надо только знать, как пишется эта начальная форма (а если не знаешь - спросить или посмотреть в словаре или на телефоне в т9;) и запомнить)
Ну, например: они бор…тся - ставлю в начальную форму - борОться - не на ить (перед ть не и), значит вставляю е или ю - борются. И это правильно. Но дети любят писать этот глагол через я. Они проделывают ровно такие же действия, как и я, но делают совершенно другой вывод (и это я (на минуточку!) про шестой класс)! А мне нужно их научить, что если они определили, что не ить, то и писали бы "е", "ю" в личной форме.

И я поступаю парадоксально. Я им даю листок с написанными правильно словами (глаголами в личной форме, куда обычно они должны вставлять буквы в окончания) и прошу найти неправильности, несоответствия правилу, слова, которые мы таким способом проверить не можем, приходим к неправильному выводу, не соответствующему правильному написанию.

И вот, кроме слов борются, стелет, уколется, увидишь, скачет и т. П., я даю еще слова горит, дрожит, летит. 

А с ними получается так:
гореть - горит
лететь - летит
дрожать - дрожит

Тут у детей, которые разобрались в правиле, случается когнитивный диссонанс (простите мне расхожий штамп). И они могут уже сформулировать, что тут не так. Глагол с окончанием -ит, если он не исключение, должен заканчиваться в начальной форме на -ить! А тут на -еть или -ать! 

Собственно, ради этого, я такую работу и даю: когда ты можешь сформулировать, почему эти какие-то слова не соответствуют общему правилу, когда ты можешь увидеть отклонение от нормы, значит ты все же понял и освоил норму. 

Затем мы ищем еще такие слова (это интересно). В этот раз девочки нашли мне кучу неприличностей, писали карандашиком и краснея спрашивали "Это оно?", а потом быстренько стирали:-). Потом обсуждаем, к какому же спряжению они относятся. Приходим к выводу, что если у них в личной форме им, ишь, ит, ите, ат (ят), то ко второму, и неважно, что там в начальной форме, потому что спряжение - это тип изменения глагола в личной форме, то же самое и с ешь, ете, ем, ет, ут(ют). Если встречались разноспрягаемые - то и их особенности смотрели.

Вообще правило лучше всего осознается снаружи, там, где оно нарушается.

Ну и, конечно, мы посмотрели, почему глаголы типа лететь, гореть, смердеть и т. П. В школе не заучивают как исключения: их окончания ударные, в них не ошибешься, нет надобности проверять их написание по начальной форме. Их всегда можно проверить ударением, даже если окончание вдруг стало безударным, когда ударение насебя взяла приставка: вылетит - летит.

Мы сформулировали уточнение к правилу определения спряжения по начальной форме: Сначала нужно проверить, а не проверяется ли окончание ударением (если есть приставка вы), а уж потом проверять начальной формой.

Но главное, вполне освоили критический подход и вышли "в жизнь", стали искать "нарушения", стали использовать этот способ проверки личных окончаний для других целей, не для того, чтобы написать, а чтобы проверить, работает ли этот способ, а это принципиально другой вид работы, гораздо более полезный и интересный. Когда тебе дают металлоискатель и говорят: Иди и ищи, тут зарыт клад. Тогда уж точно научишься металлоискателем пользоваться.

Глаголы исключения: гнать, держать, слышать, дышать, зависеть, ВИДЕТЬ, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть. Так же ко || спр. Относятся глаголы на ить.


1 Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются 2 В чём особенность спряжения глаголов ДАТЬ , ЕСТЬ ? Можно ли их отнести к разноспрягаемым ? Почему ? 3 Привелите по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов. 4 Как образуется форма условного наклонения ? Как пишется частица бы с глаголами ? 5 Что надо знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов ? 6 В каких формах употребляются глаголы в повелительном наклонении ? Какие ещё формы глагола могут использоваться для выражения побуждения к действию ? Приведите несколько примеров 7 В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на ИТЕ , а в каком - на ИТе и ЕТЕ ? Почему ? 8 В каком наклонении глаголы изменяютсяпо временам ? 9 Когда пишутся буквы О-Е и Ы-И в суыыиксах ОВА(ЕВА)и ЫВА(ИВА)?
1. Хотеть, бежать. Они склоняются частью по первому, частью по второму спряжению.
2. Они склоняются по лицам так:
 1 л. Ем, едим. Дам, дадим
 2 л. Ешь, едите. Дашь, дадите
 3 л. Ест, едят. Даст, дадут.
Их можно отнести к разноспрягаемым.
3. Переходные: понял, увидел, нарисовал, списал, рассмотрел.
Непереходные: Заниматься, разбираться, приходится, увидится.

4. Форма условного наклонения образуется с помощью формообразующих частиц. Частица бы с глаголами пишется раздельно.


5. На конце глагола в повелительном наклонении пишется мягкий знак. Еще он сохраняется в повелительном наклонении перед суф.-ся и окончанием -те.


6. Повелительное наклонение (императив) выражает волю говорящего — просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ляг). Форма единственного числа имеет нулевое окончание, а форма множественного числа — окончание -те (бери — берите, беги — бегите, рисуй — рисуйте).


7. В изъявительном наклонении глаголы могут оканчиваться на -ите и -ете. Окончание зависит от спряжения. Если глагол 1 спряжения, то окончание -ете (Вы напишЕТЕ письмо и отправите его по почте). Если глагол 2 спряжения, то окончание будет -ите (Увидите фильм в кинотеатре).

В повелительном наклонении глаголы оканчиваются на -ите (в форме множественного числа), т. к. глаголы повелительного наклонения множественного числа образуются от глаголов в единственном числе с помощью окончания -те (пишИ + ТЕ -пишИТЕ). В данном случае И - суффикс, ТЕ - окончание.


8.  В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.


9.

1. В неопределённой форме и в прошедшем времени пи­шутся суффиксы -ова-, -ева, если в 1-ом лице единственного числа настоящего или будущего простого времени пишется -ую, -юю, и суффиксы -ыва-, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю: заведовать, заведо­вал — заведую, ночевать, ночевал — ночую, считывать, считывал — считываю, настаивать, настаивал — на­стаиваю Примечание. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необхо­димо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же глас­ная, что и в начальной форме: запить — запивать, напеть — напевать.

Исключения: застрять — застревать, застреваю, затмить — затмевать, затмеваю, продлить — продлевать, продлеваю.

2. В формах действительных причастий прошедшего времени сохраняются те же суффиксы, что и в глаголах, от которых они образованы: заведовавший, ночевавший, счи­тывавший, настаивавший.


 

1)Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
2)В чём особенность спряжения глаголов дать есть? Можно ли их отнести к разноспрягаемым? Почему?
3)Преведите по2-3 примера переходных и непереходных глаголов
4)Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица Бы с глаголами
5)ЧТО НАДО знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов?
6)В каких формах употребляются глаголы в повелительном наклонении? Какие формы глагола могут использоваться для выражения побуждения к действию? Приведите несколько примеров
7)В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на ите а в каком на ите и ете? Почему?
8)В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
9)Когда пишутся буквы о-е и ы-и в суффиксах ова(ева) и ыва(ива) ?
Хотеть и бежать, они так называются потому что например: 1л я хочу 2л ты хочешь 3он хочет мн. ч. мы хотим уже изменилось оканчание.
в том что  если склонять эти глаголы например я дам оконч. м ты дашь оконч. шь и. т. д. а если же склоныть в множ. ч. мы дадим оконч. им вы дадите оконч. ите они дадут оконч. ут. их нельзя отнести к разноспрягаемые глаголы т. к. в разн. глаголаз только оконч. разные в ед. ч. оконч. 1спр, а в мн. ч. 2спр. и поэтому глаголы дам и есть особоспрг.
переходные: читть, слушать, красить а не переходные лететь сидеть, ходить.
бы пишется раздельно, условное образ. с помощью суф. л и частицы бы. или б
на конце гл. в повелить-м наклон. после шипящих и мягких пишеться Ь.
у него нет форм времени.
вите ете в повелить. наклон. тт. к. если поставить в повель. наклон. тоесть повеливать.
в изъявительном изм. по временам.
если гл. 1лице ед. ч. окнч. ся на ую-юю то пишем ова ева
если гл. в 1лице ел. ч. окнч-ся на ываю-иваю, то пишем суф. ыва ива.
(помогла? )