писать-написать
говорить-сказать
узнаю-узнаю
перечитать-перечитывать
решать-решить
встретить-встречать
дать-давать
брать-взять
ссыпать-ссыпать
рисовать-нарисовать
ловить-поймать
делать-сделать
обрезать-обрезать
присесть-приседать
чинить-починить
класть-положить
перемолоть-перемалывать
разрешить-размешать
строить-построить
обедать-пообедать
А. суффиксальный
Б. чередование в основах
В. префиксальный
Г. Смена места ударения
Д. замена одного слова другим
А суффиксальный: перечитать-перечитывать, решать-решить, дать-давать, перемолоть-перемалывать, разрешить-разрешать; Б чередование в основах: втретить-встречать, присесть-приседать; В префиксальный: рисовать-нарисовать, делать-сделать, чинить-починить, строить-построить, обедать-пообедать, писать-написать; Г смена мест ударения: узнаю-узнаю, ссыпать-ссыпать, обрезать-обрезать; Д замена слова другим: брать-взять, ловить-поймать, класть-положить.
писать-написать
говорить-сказать
узнаю-узнаю
перечитать-перечитывать
решать-решить
встретить-встречать
дать-давать
брать-взять
ссыпать-ссыпать
рисовать-нарисовать
ловить-поймать
делать-сделать
обрезать-обрезать
присесть-приседать
чинить-починить
класть-положить
перемолоть-перемалывать
разрешить-размешать
строить-построить
обедать-пообедать
А. суффиксальный
Б. чередование в основах
В. префиксальный
Г. Смена места ударения
Д. замена одного слова другим
2 сказать д
3 узнаю г
4 перечитывать а
5 решить б
6 встречать б
7 давать а
8 взять д
9 ссыпать г
10 нарисовать в
11 поймать д
12 сделать в
13 обрезать г
14 приседать д (не уверена)
15 починить в
16 положить д
17 перемалывать - б
18 разрешать б
19 построить в
пообедать в
1. Из предложений 4-6 выпишите два контекстных синонима.
2. Из предложения 7 выпишите два контекстных антонима.
3. Какой троп используется в предложении 4?
4. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Из предложений 5-6 выпишите слово с чередованием гласной в корне, объясните правило графически.
6. Запишите грамматическое средство, с помощью которого осуществляется связь 11 и 12 предложений.
7. Опираясь на текст, дайте определение понятию классическая литература. Используйте для этого следующую схему предложения: сущ. Им. п. ? сущ. Им. п.
Текст:
(1)Поговорим о читателе. (2)O нем говорят редко и мало. (3)А между тем читатель - лицо незаменимое. (4)Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. (5)отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова - и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени - всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения. (6)Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок часто меняется. (7)Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (8)Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильные масштабах. (9)Время идет - одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. (10)И если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни. (11)А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. (12)Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными. (13)Решает судьбу книги живой человек, читатель. (14)Все струны, которыми по - своему владеет автор, есть в сердцах у читателей. (15)Иных струн у автора нет. (16)В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.
2. Будка-башня
3. Метафора
4. По-своему (образовано от слова свой с помощью приставки по- и суффикса -ему)
5. Собирательном - соберет (чередование в корнях бир-бер, если есть суффикс а, в корне пишется и)
6. 12 предложения начинается с местоимения, которое называет тот предмет, о котором говорится в предыдущем предложении.
7. Классическая литература - это наше литературное наследство.
распознать- прист. РАС (т. к. далее стоит глухой зв.)
признать-прист ПРИ ( действие, совершающееся в интересах субъекта)
некоторых -прист Не (неопред. мест.)
превращается -прист ПРЕ (значение делаться другим, изменяться)
чрезмерное-прист ЧРЕЗ=через
препятствуют- (здесь пре часть слова)
преодолеть-прист ПРЕ (следует запомнить)
исправить- ИС(перед глух. зв.)
переделать-прист ПЕРЕ , допускать- ДО, , предотвращать - ПРЕД.
Чередование звуков в словах: отношение -относится (ш//с)
ошибки- ошибок (о черед. с нулев. зв.)
Вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец.