Нужно подготовить учебное сообщение об одушевленных и неодушевленных именах существительных. И что бы было понятно для ученицы 5-6 класса.

Существительные-весьма непростой раздел русского языка. Они бывают в единственном и множественном числе, в разных падежаз... Но в этот раз мы поговорим с вами о том, как определить-одушевленные или неодушевленные существительные.
Для начала надо задать вопрос к существительному. Если слово отвечает на вопрос "Кто?"-это одушевленное сушествительное, если слово отвечает на вопрос "Что?", то это неодушевленное сушествительное.
Казалось бы, все просто. Но тем не менее это очень важно, особенно при разборах.
Приведем примеры: петух. Кто? Одушевленное существительное.
Стол. Что? Неодушевленное существительное.
Об этом можно говорить много, но самое основное мы теперь знаем.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Ответьте на вопросы пожалуйста:
1. Дайте определение имени существительного.
2. Что нового вы узнали о склонении и роде существительных?
3. У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончании буквы "е" и "и"?
4. Как образуются имена существительные?
5. Как отличить существительные с приставкой не- от существительных с отрицательной частицей не?
6. Как различить на письме суффиксы -ек и -ик?
7. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе -чик -щик.
8. Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных?

Существительное - самостоятельная часть речи, что имеет значение предметности, выраженной в формах рода, числа и падежа, отвечает на вопрос кто? Или ?. В украинском языке, который относится к флективных синтетических языков, существительное является переменной частью языка, в общем, в других языках существительное может не меняться.
 Грамматическая категория рода является одной из основных морфологических признаков существительного.

В украинском языке все существительные, которые употребляются в единственном числе, имеют постоянное значение рода:
мужского,
женского,
среднего.

Категория рода существительных является синтаксически независимой, в отличие от категории рода прилагательных, числительных, местоимений, причастий и глаголов, с которыми существительные входят в синтаксические связи.

Грамматическая категория рода как самостоятельная присуща только существительным.
По принадлежности к роду и по падежными окончаниями все существительные делятся на четыре отмены.

I отмена существительные преимущественно жен. И некоторые существительные чел. Рода, а также общего рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже единственного числа: вес, гиря, машина, партия, труд; воевода, дядя; голова, сирота, убийца.

II отмена: а) существительные чел. Рода с конечным согласным основы и с окончанием -о в наз. Падеже (преимущественно названия лиц): сторону, гигант, завод, край, мастер, товарищ; отец, Днепр, Петр; папаша;

б) существительные средн. Рода с окончаниями -о, -е, -я (кроме существительных с суффиксами -ат-, -ят-, -ен- при склонении): окно, город; море, поле, фамилия; свадьба, жизнь, знания, также существительные всех родов с суффиксами згрубилости -ищ-е, -иськ о: витрище (от ветер), девчонка (от девчонка), свекрушисько (от свекровь).

III отмена существительные жен. Рода с конечным согласным основы: весть, любовь, мощь, вещь, роскошь, соль, тень, а также слово мать, в котором при склонении появляется суффикс -ер-.

IV отмена существительные средн. Рода:

а) с окончаниями -а, -я, принимающих перед большинством падежных окончаний суффиксы -ат-, -ят-: гуся (гусят), девочка (девчонок), жеребенок (жеребенка), теленок (теленка)

б) с окончанием -я (с суффиксом -ен- при склонении): имя (имени), племя (племени)
    Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также с помощью полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или совсем не разбирается в той или иной теме человек". Ранее оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
    Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождения и др.
    Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и др.
    Морфологическое словообразование - один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложения основ и суффиксальный способ.
    приставочных (приставочных) способ в словообразовании существительного используется реже, чем суффиксальный.


    Чаще всего имеют приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеет ту же приставку.
    Бессуффиксальний способ словообразования - основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. Д). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и др.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы с помощью СМИ (например, позитив, фанат и др.).


Не из существительными

Не из существительными пишем вместе если:

- Слова без которых не не употребляются: насморк, Нёвизи;

- Добавлением не до слова образуется существительное с противоположным лексическим значением (следовательно, к нему можно подобрать синоним): счастье - несчастье (горе)

- С существительными, когда образуются новые понятия, которые можно заменить синонимами (близкими по значению словами): несогласие (расхождение), недоверие (подозрение)

- В составе префикса недо-, который означает действие в неполной мере: упущение.

Не из существительными пишем отдельно, если:

- В предложении есть противопоставление: не печаль, а радость.

- Не касается существительного-сказуемого: (кровь не вода, а сердце - не камень).

Только вместе пишем существительные с префиксом не-: недоверие, недолет.

1. Замените один из глаголов сначала деепричастием с зависимыми словами, затем- причастным с зависимыми словами.
1. Школьники готовились к соревнованиям и упорно тренировались.
2. Ученик не понял условие задачи и задал вопрос учителю.
3. Мальчик заметил опечатку в книге и исправил её.
2. Обозначить грамматическую основу предложения, указать части речи.
Обозначить деепричастие как член предложения, определить вид и
суффиксы.
Честь и слава тому, кто, не ожидая благодарности, гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный труд. Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущее. Не давши слово - крепись, давши – держись.
3. Повторение. Списать, обозначить графически суффиксы прилагательных и причастий.
Волшебн.. Песни, ветре.. Я погода, прочита.. Ая книга, в лун.. Сиянии, вяза.. Ая на машинке кофта, асфальтирова.. Ая площадка, краше.. Ый забор, в освеще.. Ной комнате, серебря… ое кольцо, деревя.. Ый мостик, на весе.. Ем солнышке

1. Замените один из глаголов сначала деепричастием с зависимыми словами, затем- причастным с зависимыми словами.
1. Школьники готовились к соревнованиям и упорно тренировались.

Школьники, готовясь  к соревнованиям, упорно тренировались. Школьники, готовящиеся к соревнованиям, упорно тренировались.

2. Ученик не понял условие задачи и задал вопрос учителю. Ученик, не поняв условие задачи, задал вопрос учителю. Ученик, не понявший условие задачи, задал вопрос учителю. 

3. Мальчик заметил опечатку в книге и исправил её. Мальчик, заметив опечатку в книге, исправил её. Мальчик, заметивший опечатку в книге,  исправил её.

2. Обозначить грамматическую основу предложения, указать части речи.
Обозначить деепричастие как член предложения, определить вид и 
суффиксы.
Честь и слава тому, кто, не ожидая благодарности, гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный труд.(первая основа - ЧЕСТЬ И СЛАВА - существительные; вторая КТО ВЫБИРАЕТ - местоимение и глагол) Никогда не беритесь за последующее, не окончив  предыдущее.(НЕ БЕРИСЬ - глагол с частицей ) Не давши слово - крепись, давши – держись. (КРЕПИСЬ- глагол; ДЕРЖИСЬ - глагол) 

Деепричастия все обстоятельства: ожидаЯ (несов. Вид), гоняЯсь (несов. Вид), окончиВ (совер. Вид), давШИ (сов. Вид)

3. Повторение. Списать, обозначить графически суффиксы прилагательных и причастий.
ВолшебНые  песни, ветрЕНая погода, прочитаННая книга, в лунНом сиянии, вязаННая на машинке кофта, асфальтироваННая площадка, крашЕНый забор, в освещЁННной комнате, серебрЯНое кольцо, деревЯННый мостик, на весенНем солнышке

Ответить на вопросы.
Наченайте ответ с выделеных слов:
1) Что такое предложение ?
2)Какие бывают предложения по цели высказывания ? (Приведи примеры.)
3)Какие бывают предложения по интонации ? (Приведи примеры.)
4)Какие члены предложения являются главными? (Составь предложение с каким- нибудь словом, опредили в нем главные члены.)
5) Что такое подлежащее? Что такое сказуемое ? Как еще называют подлежащие и сказуемое ?
6)Для чего нужны в предложении второстепенные члены? Как называются предложение без второстепенных членов ?
7) Что называется словосочетанием?
8)Как правильно Определить в предложении количество словосочетаний? Что следует особо запомнить ?
Большое спасибо за помощь !

1) одно или несколько слов, связанных смыслом, которые выражают законченную мысль

 2)повествовательные(Идет дождь.), вопросительные (Ты здоров?), восклицательные( Беги!)

3)восклицательные(Каникулы наступили!) , невосклицательные(Мы гуляли в саду.)

4)Подлежащее, сказуемое (Я -подлежаш. пришел -сказуем.  Я пришел домой)

5)Подлеж.-указывает на предмет или существо, о котором идет речь. Отвечает на вопрос кточто?

Сказуем.-что делает подлеж. что делает? что сделало?

Главные члены предложения.

6) Дополняют, уточняют.  Нераспространенное предл. без второстеп. членов

7) объединение 2 и больше слов, связаных смыслом и грамматически

Ставить вопросы к словам. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Подлежащее и сказуемое не являються по отношению друг к другк словосочетаниями. 

1) одно или несколько слов, связанных по смыслу, которые выражают законченную мысль

 2)повествовательные(Падают снежинки), вопросительные (Как у тебя дела?), восклицательные( Стой!)

3)восклицательные(Ура!) , невосклицательные(Я собирал грибы.)

4)Подлежащее, сказуемое (Я -подлежаш. собирал -сказуем.  Я пришел домой)

5)Подлеж.-указывает на предмет или существо, о котором идет речь. Отвечает на вопрос кто? что?

Сказуем.-что делает подлеж. что делает? что сделало?

Главные члены предложения.

6) Дополняют, уточняют.  Нераспространенное предл. без второстеп. членов

7) объединение 2 и больше слов, связаных смыслом и грамматически

ставить вопросы к словам. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Подлежащее и сказуемое не являються по отношению друг к другк словосочетаниями.

8)Ставить вопросы.