Выписать существительные и определить их род, число и падеж! Сначала мы ехали на поезде, потом – в лобастом новеньком автобусе. Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется. Мама сказала: - Её издалека заметишь! Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают. Ползёт трактор, а за ним остаются ровные – ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: «Вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля… Только проснулась да причёсывается».

На поезде-мужской род, единственное число,(на чем)-на поезде предложный падеж
автобусе точно так же
сиденье-средний род, ед. Ч., винительный падеж
в окошко-ср. Р., ед. Ч., вин. П.,
деревня-женский род, ед. Ч., именительный падеж
деревня-ж. Р., ед. Ч., им. П.
дорога-ж. Р., ед. Ч., им. П.,
полями-ср. Р., мн. Ч., творительный
поля-мн. Ч., им. П, ср, р
тракторы-ед. Ч., муж. Р., им. Р.
трактор-им. П., ед. Ч, муж. Р.
борозды-вин. П., мн. Ч., ж. Р
гребешком-тв. П., муж. Р, ед. Ч
весна-ед. Ч., им. П., ж. Р
землей-тв. П., жен. Р., ед. Ч
земля-им. П., ж. Р., ед. Ч


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите вид связи слов в словосочетаниях. Обозначьте графически главное и зависимое слово:

Писать (книга), (теплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарищ), дороже (жизнь), недовольство (группа), отчет (директор), успех (бригада), тише (вода), быстрее (ветер), вдаль (родина), пятый (строй), двое (стена), трое (сани), обе (дочь).
2. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи


1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение
3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании


ВЕСЕЛО РАЗУКРАШЕННЫЙ

В СОСЕДНЕЙ КОМНАТЕ

ПОГРУЖЁННЫЙ ВО ТЬМУ

НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ

ЧУВСТВО НЕНАВИСТИ
4. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании


ВСЕЙ УЛИЦЫ

ЕГО ОТВЕТ

ПРОСНУЛСЯ УТРОМ

ПРОБЫЛА НЕДОЛГО

ВНОВЬ ПОВТОРИЛ
^ 6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?


1) Сижу за столом, вижу их, этот номер;

2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;

3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;

4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.


^ 7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?


Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;

2) давно забытый, когда-то нашел, на это место;

3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.
8. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование


И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета


9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление


Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

2. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи 

1) Способность думать(примыкание), отличные способности (согл) иметь способность(упр) 2) что-нибудь писать(упр)  3) прогулка в саду(упр) пойти на прогулку(упр) отличная прогулка(согл)  4) счастливый случай(согл) быть счастливым(упр) очень счастливый(прим) 5) принять решение(упр) классное решение(согл)  

Писать книгу, теплая вода, бурное море, выйти в комнату, ехать в поезде, пять товарищей, дороже жизни, недовольство в группе, отчет директора, успех бригады, тише воды, быстрее ветра, вдали от родины, пятый строй, две стены, трое саней, обе дочери.
ВЕСЕЛО РАЗУКРАШЕННЫЙ (прим)

В СОСЕДНЕЙ КОМНАТЕ (согл)

ПОГРУЖЁННЫЙ ВО ТЬМУ (упр)

НЕ ДОЖИДАЯСЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ (упр)

ЧУВСТВО НЕНАВИСТИУпр)
4. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании 


ВСЕЙ УЛИЦЫ (согл)

ЕГО ОТВЕТ (упр)

ПРОСНУЛСЯ УТРОМ (прим)

ПРОБЫЛА НЕДОЛГО (прим)

ВНОВЬ ПОВТОРИЛ(прим)
 6. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 

4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружк
^ 7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 

3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; 

8. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование 


И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета 
эту поступь

9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление 


Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли. 
что-то сочиняли. 

Укажите случаи неправильного выбора формы сказуемого и исправьте предложения. Объяснить. 1. Большинство учебников, имеющихся в библиотеке, издано в прошлом веке. 2. Ряд молодых специалистов направлены на заводы в пределах области. 3. Большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему. Проанализируйте следующие предложения, объясните суть ошибок, исправьте эти фразы. 1. Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь. 2. Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет. 3. В выставке приняли участие крупные фирмы, предприятия города, акционерные общества и частные предприятия.
1)Большинство учебников, имеющихся в библиотеке, изданы в прошлом веке.

( учебников-множественное число)

2) Ряд молодых специалистов направлен на заводы в пределах области.(слово ряд мужской род)

3) Большая часть моих привычек и вкусов не нравилась ему.( часть-единственное число)

 

1. Приехав в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь.( приехав глагол должен быть совершенного вида)

3. В выставке приняли участие крупные фирмы, акционерные общества и частные предприятия.(повтор слова предприятия)



Запишите сложноподчинённые предложения, отделяя придаточные предложения от главных запятыми. Подчеркните грамматические основы в главном и придаточным предложениях. 1. Стол на котором я пишу сделан из морённого дуба.2. Тот кто захочет вырастить дуб должен запастись терпением на долгое время.3. Есть в русской природе особенный день когда на берёзах начинает распускаться листва.4. А как памятны ивовые береговые кусты где в далёком детстве играли мы в прятки.5. Кждый кто любит и знает наш русский лес, наверное, не раз любовался можжевеловыми кустами.6. В урожайные годы когда еловыми шишками увешины ветви и вершины елей остаются змовать в лесу белки. НАйдите относительные местоимения. Определите, какую роль они выполняют в сложноподчинённых предложениях.
1. Стол (подлеж.), на котором я (подлеж.) пишу (сказуем.), сделан (сказуем.) из морённого дуба.

2. Тот (подлеж.), кто (подлеж.) захочет (сказуем.) вырастить (сказуем.) дуб, должен (сказуем.) запастись (сказуем.) терпением на долгое время.

3. Есть (сказуем.) в русской природе особенный день (подлеж.), когда на березках начинает (сказуем.) распускаться (сказуем.) листва (подлеж.)

4. А как памятны (сказуем.) ивовые береговые кусты (подлеж.), где в далеком детстве играли (сказуем.) мы (подлеж.) в прятки.

5. Каждый (подлеж.), кто (подлеж.) любит (сказуем.) и знает (сказуем.) наш русский лес, наверное, не раз любовался (сказуем.) можжевеловыми кустами.

6. В урожайные годы, когда еловыми шишками увешаны (сказуем.) ветви (подлеж.) и вершины (подлеж.) елей, остаются (сказуем.)зимовать (сказуем.)в лесй белки (подлеж.).

Относительные местоимения в сложноподчиненных предложениях выделены, служат для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов)