Жили -были разносклоняемые существительные. Веселые они были, дружные. Никогда не ссорились и не спорили. Везде и всюду вместе ходили и обеды друг другу готовили. Но вот, однажды, они с утра все перессорились. Разделились они, стали группами дружить. У всех, у кого на конце есть МЯ, отделились и стали жить отдельно. Так и ушли из общего дома: пламя, вымя, знамя, стремя, время, темя, семя, имя, племя, бремя. А дитя и еще одно существительное - путь, остались. Не захотели из дома уходить. Просто стали в отдельных комнатах жить и перестали в гости к друг другу ходить. Грустно им стало, тоскливо. Все они утром рассядутся на скамеечке и молчат. И говорить им не о чем. А раньше, любили они вместн болтать, в игры играть, слова рифмовать. Скучно теперь. Нет радости. Нет веселья. И никто первый не хочет идти мириться. Все -гордые. Тогда самое маленькое существительное -дитя, пошло и всех объединило, подружило и снова радостью дом наполнился. Снова слышен смех в доме, ароматные обеды, веселые игры. Нельзя им ссориться. Нужно в мире жить!
Предлагать помощь, выгоревший пиджак, лёгкое прикосновение, слегка коснуться, загорелое тело, вырастить ребёнка, начать заново, защищаться от врага, нежное растение, излагать неполно, тихая заря, отрастить волосы, запереть накрепко склонять существительное, внезапное озарение, подрасти немного, говорить о жизни, в родной школе, разгореться докрасна, сложить вещи, по песчаному дну
1. Согласование-такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Выгоревший пиджак
Лёгкое прикосновение
Загорелое тело
Нежное растение
Тихая заря
Внезапное озарение
В родной школе
По песчаному дну
2. Управление-это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Предлагать помощь
Вырастить ребёнка
Защищаться от врага
Отрастить волосы
Склонять существительное
Говорить о жизни
Сложить вещи
3. Примыкание-способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов.
Слегка коснуться
Начать заново
Излагать неполно
Запереть накрепко
Подрасти немного
Разгореться докрасна
Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жестким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом.
Наступает длинный зимний вечер.
Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову.
Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов.
В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.
Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности скупы.
Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.
Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, чем тратить деньги.
Услыхав.. Что один из окрестных молодых помещиков ездил в Москву и заплатил там за дюжину рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за жилет к свадьбе, старик Обломов перекрестился и сказал с выражением ужаса, скороговоркой, что «этакого молодца надо посадить в острог».
Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капиталов — держать их в сундуке.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3.
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия.
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
2. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3. –повествование с элементами описания в 1-м.; 2 и 3-повествование
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.(баркан, дюжина, помещик, острог, молодец)
4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу(гост/ин/ая).
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.(вечЕр)
6. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.(заложив, горит, ложиться)
7. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих(жесткий, почесывая).
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.(окрестных)
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия. (присядет, прислушиваясь)
10. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.(единственное упортребление)
с им. сказ. : 1, 4, 6, 8, 10
1. Результаты оказались лучше (составное именное: вспомогательный глагол + имя прилаг в сравнительной степени), чем я ожидал (простое глагольное сказуемое).
2. Незаметно для себя я оказался на незнакомой улице (составное именное: вспомогательный глагол + именная часть - имя существительное) .
3. Обычно он останавливался где-нибудь в стороне и молча наблюдал за нами. (простые глагольные сказуемые).
4. От одного ее вида на душе становилось тяжело (составное именное: вспомогательный глагол + имя прилагательное).
5. В конце коридора показался какой-то человек (составное именное: вспомогательный глагол + именная часть - имя существительное) .
6. Вчера ученики на литературном вечере.
7. На собрание явилось (обычное глагольное сказуемое) всего 7-8 человек.
8 Воздух стал теплее (составное именное: вспомогательный глагол + имя прилаг в сравнительной степени).
9. В воздухе стали кружиться (составное глагольное сказуемое: глагол-связка + неопред. форма) первые снежинки.
10. Осенью листва на деревьях отливает багрянцем улице (составное именное: вспомогательный глагол + именная часть - имя существительное) .