(Если можно то с 2-3 примерами)
В русском языке есть шесть падежей. Однако лишь один из них считается исходным, то есть называющим слово вне зависимости от текстового контекста. Это именительный падеж. Имеются в языке и другие падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. А вот что такое косвенный падеж? Косвенными как раз и называют все вышеперечисленные падежи, за исключением именительного. Эти падежи употребляются с предлогом или без, кроме, разумеется, предложного, он без предлогов не употребляется. Вопросы косвенных падежей Р. П. - кого? Чего? Д. П. - кому? Чему? В. П. - кого? Что? Т. П. - кем? Чем? П. П. - о ком? О чем? Первый рядо вопросов относится к одушевленным существительным, второй - к неодушевленным. В предложении существительные, стоящие в косвенных падежах, всегда бывают второстепенными членами предложения. Чтобы узнать падеж существительного, необходимо отыскать в предложении слово, от которого можно задать к существительному вопрос, и уже исходя из вопроса определить падеж.
*Косвенные падежи*- ВСЕ ПАДЕЖИ КРОМЕ Именительного Падежа.
Имя существительное- ЧАСТЬ РЕЧИ ОТВЕЧАЮЩАЯ НА ВОПРОСЫ (Кто? Что?). За имя существительное возьмем например слово: "Березка"
Пример:
В нашем саду растёт много березок.
Я часто думаю о нашей высокой березке.
Проходя мимо соседи смотрят на зеленую березку.
Вот и все!
Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.
Выпиши словосочетания с этом словом. покажи его подчинение главному и определи падежи. в которых оно употреблено. Выпиши и другие словосочетания с зависимым словами-именами существительными. Укажи их падежи. В каких падежах слова не встретились? поставь в них слова РУКАВ. ПАЛЬТО и запиши. В каком падеже тебе обязательно понадобится предлог?
Решил наказать (что?) пальто В. п.
Пошёл гулять (без чего?) без пальто Р. п.
Задел (что?) нос В. п.
Задел (чем?) рукавом Т. п.
Не встретились в Д. п ( рукаву, пальто) и П. п (о, в, на рукаве, о, в, на пальто).
ПРЕДЛОГ понадобится в падеже, который так и называется: ПРЕДЛОЖный
одел (во что?) в пальто В. п.
решил наказать (что?) пальто В. п.
пошёл гулять (без чего?) без пальто Р. п.
другие словосочетания:
задел (что?) нос В. п.
задел (чем?) рукавом Т. п.
падежи не встретились:
Д. п (кому? чему?) рукаву, пальто
П. п (о ком? о чем?) о, в, на, при рукаве, о, в, на, при пальто
предлог понадобится в Предложном падеже
1 предложение главные члены петухи раскричались, 2 предложение главные члены раскричались петухи, 3 предложение главные члены не жалеют петухи, 4 предложение главные члены долетаю голоса. На заре падежный вопрос на ком на чём? Смысловой где? На дворе падежный на ком на чём? Смысловой где? Голосов падежный кого? Чего? Смысловой я незнаю, до лесов до кого чего? Смысловой незнаю. Один вопрос можно задать в словах голосов и до лесов. На заре, на дворе это предложный падежи, а голос, до лесов это у нас родительный падежи
Сказуемые-раскричались, жалеют, долетают.
Подлежащии-петухи, голоса.
Нельзя задать к словам-раскричались, жалеют, долетают
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
1. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный. Г. Ночью месяц тускл.
1. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти. Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной. Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
1. Выпишите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей. Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке. Г. Почему ты долго был на улице?
1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей. Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой. Г. Ласковое слово что весенний день.
1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект. Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья. Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
1. Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул. Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь. Г. Старуха пряла свою пряжу.
1. Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
1. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
1. Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
1. *Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Часть 2*Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
«Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
Я начал строить новый дом.
Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
Мир без книг мир дикарей.
Слепит глаза реки далёкой дрожь
Люблю дымок спалённой жнивы.
1. Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд
Солнце - подлежащее. Разъедает - сказуемое, быстро - обстоятельство, лед - дополнение, непрочный, весенний - определение;
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Тонкий лед - согласование; рисовать картину - управление;
кричать громко - примыкание;
1. *Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Москва - столица России. Семь - загадочное число. Хотеть - значит мочь.
Часть 2*Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
1, 4.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
2, 4, 5
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Сравнение.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
1, 4. Определение
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
4