2. гр. осн. старик(сущ) пошел(гл). обст. пошел(куда? место) к морю(сущ с предл).
3. гр. осн. три девицы(цельное слово сечет) пряли(гл). обст. пряли(где? место) под окном( сущ. с предл), (когда? время) поздно(наречие), вечерком(сущ).
4. гр. основа заперла(гл). обст. заперла(как? образ действия)тихонько(наречие).
5. гр. осн. слуги, сватья и сестра(однородные подлежащие выраженные сущ. ) ловят(гл. ) обст. ловят (как? образ действия)с криком(сущ)
6. гр. осн. русалка(сущ) сидит(глаг). обст сидит(где? место) на ветвях предл с сущ.
7. гр. осн. следы(сущ). (где? место) на дорожках(сущ)
8. гр. осн. колокольчик(сущ) умолк(гл). обст. умолк( как ? образ действ. ) вдруг(нар).
в скобках с вопросом указано значение обстоятельства, если не учили, то не пиши. я это в 8 кл учила
2. На какие две группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
3. Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называют подлежащим? Что называется сказуемым?
4. В чём различие между главными и второстепенными членами предложения?
5. Какие виды сказуемого вы знаете? Охарактеризуйте особенности каждого из них. Приведите примеры.
6. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом из них. Приведите примеры.
7. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? Приведите примеры.
8. Охарактеризуйте виды обстоятельств.
9. В каких случаях между главными членами двусоставного предложения ставится тире? Приведите примеры.
10. Расскажите о знаках препинания при приложении.
1)предложение содержит в себе законченную мысль, а словосочетание - просто набор слов
2)Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным
3)Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет (или лицо)? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? И др., то есть сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим.
4)Главные члены предложения составляют его основу, т. Е. Содержат его основную мысль. А второстепенные члены передают эту основную мысль в более развернутом виде, дополняют ее.
5)Простое глагольное - состоит только из 1 глагола. Я "ПОШЁЛ"
- Составное глагольное - состоит только из глаголов: гл-л -связка+неопр. Ф. Гл-ла
я "БУДУ ЧИТАТЬ".
- Сост. Именное-это такое сказ., где смысловая часть - любая часть речи, но не глагол.
я"(ЕСТЬ) СТУДЕНТ".
6) Второстепенные члены делятся на 2 группы: распрастраненное не распрастраненное
7) Согласованные-согласуются с определяемым словом, в падеже, числе, роде. (В зимний вечер мы брдем дорого ( В. П., ед. Ч., м. Р.) )
Несогласованные-связанно с определяемым словом или примыканием
8) времени-отвечает на вопросы Когда?.. Во сколько?.
обст. Место- отвечет на вопросы где? Куда?..
причины - почему?.. Отчего?
цели-зачем? Для чего?
условия-при каом условии?
меры- сколько раз?
степени-в какой степени?
уступки-вопреки, несмотря на..?
образа действия - каким образом? Как?
9) Если подлежащее и сказуемое - сущ. или числительные в им. П. Дом( -) - моя крепость( = )..
2. Если есть частица ЭТО или ВОТ. Война - ЭТО ужас.2. Если подлежащее и сказуемое - неопределенная форма глагола. Жить( - ) - служить ( = ) великой идее.
4. Если подлежащее - сущ., а сказуемое н. Ф. Глагола. Моя задача ( - ) - предупредить ( = ) о главном.
10) (Запятая) (приложение-имя собственное после нарицательного: Мой лучший друг, Коля (приложение), поступил в университет.
)приложение после имени собственного. Даль, автор "живого великорусского языка" (приложение), написал множество повестей и рассказов.
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип сложного предложения, выделите союзы.
1. Мы сможем поехать на праздники домой, если вовремя сдадим все зачеты, если первый экзамен назначат не раньше 9 января и, если нам выдадут стипендию.
2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки, молоденькие библиотекарши прихорашиваются и стараются принарядиться.
3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и, чтобы люди считали его студентом, а не школьником.
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки», мои родители будут расстроены.
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах, так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня, так как экономические реформы его не интересуют, охоту он любит, а красотой природы восхищаться не способен.
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел.
8. Чтобы дочь общалась в приличном, с точки зрения отца, обществе и чтобы нашла себе достойного жениха, Фамусов устраивает дома балы.
9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей способности очаровать любую девушку.
10. «Мертвые души» – поэма, так как в ней присутствует лирический герой и, так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему.
11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони, и когда утром следующего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел, в его сознании совершается переворот.
12. Многие не понимают: зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование.
13. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.
14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением.
15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде.
16. Читая роман я смог почувствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы.
17. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злиться.
18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить.
19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами.
20. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам.
21. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел.
1. Мы (полеж.) сможем(сказуемое) поехать(сказуемое) на праздники домой, если вовремя сдадим(сказ.) все зачеты, если первый экзамен назначат(сказ.) не раньше 9 января и если нам выдадут(сказ.) стипендию. СПП с однородным подчинением придат.
2. Когда наступает(сказ.) время(подл.) экзаменов и студенты(подл.) заполняют(сказ.) библиотеки, молоденькие библиотекарши(подл.) прихорашиваются(сказ.) и стараются(сказ.) принарядиться(сказ.). СПП
3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом, а не школьником. СПП
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки», мои родители будут расстроены. СПП
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах, так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня, так как экономические реформы его не интересуют, охоту он нелюбит, а красотой природы восхищаться не способен. СПП
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны, то в конце романа его ждал бы счастливый удел. СПП
8. Чтобы дочь общалась в приличном, с точки зрения отца, обществе и чтобы нашла себе достойного жениха, Фамусов устраивает дома балы. СПП
9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей способности очаровать любую девушку. СПП
10. «Мертвые души» – поэма, так как в ней присутствует лирический герой и так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему. СПП
11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следующего дня обнаруживает, что старый дуб опять зазеленел, в его сознании совершается переворот. СПП
12. Многие не понимают, зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование. СПП
13. Он не предупредил нас, что уезжает отдыхать, и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке, и что вернется на работу только в новом году. СПП
14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением. СПП
15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено, что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде. СПП
16. Читая роман, я смог почувствовать, что жизнь не изменилась с тех времен, и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы. СПП
17. Ленский не понимает, что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина- лишь способ заставить Владимира злиться. СПП
18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе: о чем можно и о чем нельзя говорить. СПП
19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами. СПП
20. Обломов мечтает о том, как будет проводить время в деревне, как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам. СПП
21. Трудно сказать, стал ли бы Ленский настоящим поэтом или, как и предполагал Пушкин, его бы обыкновенный ждал удел. ССП
Делать по примеру 1-го предложения
2. На какие 2 группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
3. Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Чем отличается распространенное предложение от нераспространенного?
4. В чем различие между главными и второстепенными членами предложения?
5. Какие виды сказуемого вы знаете? Охарактеризуйте особенности каждого из них. Приведите примеры.
6. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом из них. Приведите примеры.
8. Охарактеризуйте виды обстоятельств.
9. В каких случаях между главными членами двусоставного предложения ставится тире? Подтвердите свой ответ примерами.
10. Расскажите о знаках препинания при приложении.
1. Предложение - содержит грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) и выражает законченную мысль, словосочетание - это сочетание двух и более слов, связанных грамматически и по смыслу.
Пример предложения: Наступила зима
Пример словосочетания: морозная зима.
2. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (2 и более грамматические основы)
Пример простого: Лес шумел
Пример сложного: Пригрело солнце, зажурчали ручьи.
3. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
В нераспространенном предложении всего два члена - подлежащее и сказуемое. В распространенном - есть второстепенные члены предложения.
4. В предложении всегда есть главные члены (хотя бы один, если предложение односоставное), а второстепенные члены бывают не всегда.
5. Простое глагольное сказуемое - сказуемое, выраженное только глаголом. Брат учится. Листья пожелтели.
Составное глагольное сказуемое - сказуемое выражено несколькими словами, которые составляют основную и вспомогательную часть.
Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться.
Составное именное сказуемое - состоит из вспомогательной и именной части. Именная часть является основной. Деревья стали желтыми. Брат стал студентом.
6. Второстепенные члены:
Определение - обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Чей?
Дополнение - обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Обстоятельство - обозначает время, место, причину и отвечает на вопросы где? Когда? Как? И др.
8. Виды обстоятельств:
Обстоятельства места - где? Куда? Откуда?
обстоятельства времени - когда? Как долго? С каких пор? До какого времени?
обстоятельства причины - почему? Отчего? По какой причине?
обстоятельства образа действия - как? Каким образом? В какой степени?
обстоятельства сравнения - как?
обстоятельства цели - зачем? Для чего? С какой целью?
обстоятельства условия - при каком условии?
обстоятельства уступки - несмотря на что?
9. Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если в состав грамматической основы входят существительные, числительные, глаголы в инфинитиве ( в неопределенной форме)
Охранять природу - значит охранять родину.
Пятью пять - двадцать пять.
Наша задача - хорошо учиться.
10. Приложение - это особый вид определения, которое выражено существительным и дает другое название, характеризующее предмет.
Если одиночное приложение и определяемое существительное являются нарицательными, то они соединяются дефисом, н-р мороз-воевода,
В сочетании нарицательного и собственного имен дефис не пишется, например, художник Левитан, врач Петрова и др. НО Москва-река, Иван-царевич, Волга-матушка.