Согласование: каменный грот, весенний гром, первый гром, в небе голубом, опрокинутым телом
Управление: заслонила небосвод, заслонила телом, заслонила от нас
Примыкание: чуть шумели, грохочет играя, грохочет резвяся
согласование :
над моей головой
на сверкающем глиссере
в каменный грот
весенний, первый гром
опрокинутым телом
управление :
люблю грозу
шумели над головой
заслонили от нас
по шуму узнать
грохочет в небе
примыкание
их шуму
тогда стояли
резвяся и играя, грохочет
чуть шумели
можно узнать
н. ф. любить; несов. в. перех. 2 спр. невозвр. изъяв. накл. наст. вр. 1 лицо, ед. ч.
что делаю? люблю. сказуемое
весенний - прилаг. признак предмета
н. ф. весенний; относит. м. р. ед. ч. и. п.
какой? весенний. определение
резвяся - дееприч. как особая форма глагола, добавочное действие
н. ф. резвиться; возвр. неперех. несов. в. ; неизм форма
грохочет как? резвяся. обст. образа действия
играя - дееприч.
н. ф. играть; невозвр. перех. несов. в. неизм. форма
грохочет как? играя. обст. образа действия
грохочет(грахоч, ит) - 3 слога
г(г) - согл. зв. парн. тв. парн.
р(р) - согл. зв. непарн. тв. парн
о(а) - гласн. безуд. слаб. позиция звука
х(х) - согл. глух, непарн. тв. парн.
о(о) -гласн. ударн.
ч(ч, ) - согл. глух. непарн. мягк. непарн.
е(и) - гласн. безуд.
т(т) - согл. тв. парн. глух. парн
8. б. 8. зв
1 НЕ НАДО ДЕЛАТЬ!
1) Прочитайте стихотворение вслух. Вспомните урокки истории и дитературы. Объясните, кто такрй Зевес(Зевс) и Геба, о каком орле идёт речь.
Весеняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубок.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы* дождевые,
И солнце нити золотит.
С г…ры б…ж…т поток проворный,
В л…су (не)молкнет птичий гам,
и гам л…сной, и шум нагорный-
Всё вторит вес…ло гр…мам.
Ты скажешь: ветренная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(Ф. Тютчев)
2) Выпишете из второй строфы существительные, прилагательные, глагол. В первой строфе найдите числительное, в третьей-наречие, в четвёртой-местоимение. Назовите служебные части речи, которые встречаются в стихотворении.
3) Спишите третью строфу. Найдитп в предложении подлежащие и сказуемып. Каким является предложение по количеству грамматических основ? Составе его схему. Подчеркните все члены предложения. Какую роль в предложениях выполняют существительные? Глаголы? Прилагательные?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
2) Выпишите из второй строфы существительные, прилагательные глагол. В первой строфе найдите числительное, в третей - наречие, в четвёртой - местоимения. Назовите служебной части речи, которые встречаются в стихотворении.
Существительные (2): раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце, нити.
Прилагательные (2): молодые, дождевые.
Глагол (2): гремят, брызнул, летит, повисли, золотит.
Числительное (1): первый (гром).
Наречие (3): весело.
Местоимения (4): ты.
Служебные части речи (предлог, союз, частица, междометие): в, как бы, вот, и, с, не, с, на.
3) Спишите третью строфу. Найди в предложении подлежащие и сказуемые. Каким является предложение по количеству грамматических основ? Составе его схему. Подчеркните все члены предложения. Какую роль в предложениях выполняют существительные? Глаголы? Прилагательные?
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
С горы (бежит откуда? – обстоятельство) бежит (сказуемое) поток (подлежащее) проворный (поток какой? – определение),
В лесу (не молкнет где? – обстоятельство) не молкнет (сказуемое) птичий (гам какой? – определение) гам (подлежащее),
И гам (подлежащее) лесной (гам какой? – определение) и шум (подлежащее) нагорный (шум какой? – определение) -
Все (вторит что? – дополнение) вторит (сказуемое) весело (вторит как? – обстоятельство) громам (вторит чему? – дополнение).
Подлежащее подчеркнуть одной чертой, сказуемое – двойной чертой, определение – волнистой линией, дополнение - _ _ _ _, обстоятельство - _._._._.
По количеству грамматических основ (3 грамматические основы) – это СЛОЖНОЕ предложение.
Схема: [= - ][= - ][ - и - =].
Третья грамматическая основа состоит из 2 однородных подлежащих (гам и шум) и одного сказуемого (вторит), схематично можно показать так [О и О =].
Существительные указывают о чем (о ком) идет речь, глаголы определяют действия предмета или явления, а прилагательные – описывают предмет или явление.
р(р)- согл., зв., мягк.
е(э)- гллс., безудар.
з(з)- согл., зв., тв.
в(в)- согл., зв., мягк.
я(а)- глас., удар.
с(с)- согл., глух., мягк.
я(а)- глас.. безудар.
7б., 7зв., 3 слога.
играя
и(и)- глас., безудар.
г(г)- согл., зв., тв.
р(р)- согл., зв., тв.
а(а)- глас., безудар.
я(й)- согл., зв., мягк.
(а)- глас., безудар.
5б., 6зв., 3 слога.
в небе
н(н)- согл., сонор., зв., мягк.
е(е)- глас.. удар.
б(б)- согл., зв., мягк.
е(э)- глас., безудар.
4б., 4 зв., 2 слога.
резвяся - рез-вя-ся - [рэзваса] - 3 слога
р [р ] - согл., непарн., зв., мягк., сонорн.
е [э] - глас., безударн.
з [з] - согл., парн., зв., тв.
в [ в ] - согл., парн., зв., мягк.
я [а] - глас., ударн.
с [с ] - согл., парн., глух., мягк.
я [а] - гл ас., безударн.
7б.,7зв
играя - иг-ра-я - [игр айа] - 3 слога
и [и] - глас., безударн.
г [г] - согл., парн., зв., тв
р [р] - согл., зв., тв., сонорн.
а [а] - глас., ударн.
я [й ] - согл., непарн., зв., мягк., сонорн.
[а] - гл ас., безударн. .
5б.,6зв
в небе - не-бе - [небэ] - 2 слога
н [н ] - согл., непарн., зв., мягк., сонорн.
е [е] - глас., ударн.
б [б] - согл., парн., зв., мягк.
е [э] - гл ас., безударн.
4б.,4зв